С тех пор как в феврале 2008 года Рауль Кастро официально стал главой государства, он не перестает удивлять кубинцев и иностранцев реформами, приводимыми на Кубе. Одни их восприняли как надежду, что вот наконец-то Куба вступила на путь перехода к демократическому обществу. Другие, более осведомленные, уверяют, что Рауль только пытается вдохнуть вторую жизнь режиму в тяжелые для него времена, когда рушится выстроенная ранее идеологическая и экономическая модель, а позиции венесуэльского спонсора зашатались.
Недавно развернутая на Кубе кампания борьбы против частных магазинов и кинотеатров, на фоне усиливающихся репрессий против оппозиции ставит под сомнение декларируемые властью намерения. Реформы Рауля Кастро никоим образом не направлены на создание условий для перехода к свободному рынку и демократии.
Такое положение дел никого не должно удивлять. Не забывайте, что Рауль Кастро с молодости является ярым сторонником марксизма, у него не было серьезного академического образования, а большая часть жизни у него прошла в высших эшелонах тоталитарной и догматической власти.
Рауль Кастро искренне убежден в том, что марксизм и его социально-экономическая модель развития общества является более справедливой и рациональной по сравнению с капиталистической демократией. Рауль считает, что недостатки нынешней социалистической системы можно реформировать и исправить. Было бы наивно полагать, что нынешний кубинский лидер является скрытым демократом и ждет своего часа, чтобы сделать Кубу свободной.
Однако, бесспорно и то, что некоторые реформы, как например, ограничение сроков пребывания на руководящих постах, миграционная реформа меняют сущность режима и создают предпосылки для перехода в пост-тоталитарное общество.
Фидель Кастро обладая неограниченной властью, никогда не предпринимал подобных шагов.
Почему Рауль Кастро пытается реформировать страну, которая ему досталась от старшего брата?
Причина очевидна: кубинская экономика находится в катастрофическом положении после окончании так называемого «специального периода» и развала СССР. Многомиллиардные венесуэльские субсидии не способны изменить ситуацию. Робкие попытки проведения экономических реформ на Кубе явно недостаточны, чтобы переломить ситуацию и сделать рывок, как это в свое время сделали Китай и Вьетнам. Но в то же время они дают хоть какую-то надежду населению страны на лучшее.
По мнению Рауля, сочетание репрессий и надежды на лучшее будущее достаточно для того, чтобы предотвратить «кубинскую весну».
Однако основная причина проведения реформ на Кубе заключается в том, что Рауль нуждается в легитимизации своей внутренней и внешней политики.
Нет сомнения в том, что Рауль Кастро обладает бесспорным правом легитимности, чтобы занять высший государственный пост. С самого начала кубинской революции он является одним из ее лидеров, а также младшим братом Фиделя.
Но этого недостаточно. За длительные годы абсолютного царствования Фиделя, вокруг Рауля был создан образ человека, который всегда остается на вторых ролях в государственном и партийном руководстве Кубы. На то есть объективные причины: он небольшого роста, у него нет харизмы, он слабый оратор. Народ не воспринимает его как лидера такого масштаба как Фидель Кастро. Плохо это или хорошо, но внешний вид играет немаловажную роль, а иногда главную в выборе лидера страны.
Рауль стремится создать образ решительного, эффективного лидера и таким образом заявить народу, а также правящей элите, кто главный в стране. Тем более, что в рядах партийной номенклатуры есть немало людей, которые скептически относятся к Раулю и не прочь занять его место.
Но главная задача Рауля Кастро — улучшить свой имидж в глазах международного сообщества, в первую очередь Евросоюза. Дело в том, что от позиции Европейского союза во многом будет зависеть легитимность нынешнего режима на Кубе, получит ли Остров Свободы новые инвестиции и кредиты. Большинство реформ Рауля Кастро, начиная с подписания в 2008 году международных соглашений по соблюдению прав человека, проведение миграционной реформы, освобождение и депортация политзаключенных так называемой «черной весны», это своего рода ясные сигналы в сторону ЕС о том, что страна изменилась и надо менять правила игры.
До настоящего времени, реформы, проводимые Раулем, дают двойственный результат. С одной стороны, кубинский народ с энтузиазмом воспринял отмену ограничений на выезд за границу, возможность заниматься мелким и средним бизнесом. С другой стороны по мере проведения реформ ужесточается общая позиция стран Евросоюза по отношению к Кубе. Очевидно, что экономические реформы недостаточны, чтобы сделать страну процветающей. Усиливается социальное неравенство среди тех, кто занимается частным бизнесом, и тех, кто работает в государственных учреждениях и предприятиях.
Оппозиционеры, получившие возможность свободно уезжать и въезжать в страну будоражат общественное мнение как у себя в стране, так и за рубежом.
Такая двойственность — неизбежный результат сомнительной политики, которая заключается в том, чтобы любыми способами оттянуть крах режима и удержать абсолютную власть в руках правящей касты. Однако такая власть становится все более материальной и менее идеологической.
Похоже, что Рауль Кастро повторяет ошибку Фульхенсио Батисты (Фульхенсио Батиста — военный диктатор, был свергнут в 1958 году в результате кубинской революции во главе с Фиделем Кастро, - прим. перев.), пытаясь добиться своей легитимизации в глазах общественного мнения, при этом продолжая вести себя как диктатор. В конце концов, он может повторить судьбу Батисты, который не смог достичь ни того, ни другого.
Себестьян Касабон — заместитель директора Института кубинских исследований в Школе международных и общественных отношений при Международном университете Флориды.