Не получив степени кандидата физических наук, Юрий Мильнер не был заинтересован в том, чтобы открывать технологическую компанию в своей родной России. Он успел несколько лет проработать в сфере финансов, когда в 1999 году к нему в руки попал доклад аналитика Morgan Stanley Мэри Микер (Mary Meeker), описывающий технологический бум в США, а также перспективы интернет-бизнеса в Европе.
«Для меня это стало откровением, — признается г-н Мильнер. — Как компания, не имеющая доходов, может стоить 50 миллиардов долларов? — спрашивал он себя. — Я подумал, что мне это нравится». Он решил, что попробует сделать то же самое в России. «Я подумал: в США она стоит 50 миллиардов долларов, поэтому если в России я получу 1 миллиард, то это уже будет очень хорошо», — говорит он с улыбкой.
В 2000 году г-н Мильнер, вдохновленный успехом Yahoo, Amazon и eBay, основал свою собственную компанию. «Я подумал: «Чего уж там! Создадим сразу три!» Его бизнес развивался по трем разным направлениям — электронная почта, интернет-торговля и интернет-аукцион — которые позже объединились под эгидой Mail.ru. В 2010 году Mail.ru Group провела первичное публичное размещение акций, и ее стоимость была оценена в 6 миллиардов долларов.
Сегодня г-н Мильнер сосредоточил свое внимание на инвестициях, и за последние два года две компании, в которые он вложил значительные средства — Facebook и Twitter — оказались теми компаниями, чье первичное размещение акций обсуждалось во всем мире.
Доля акций Twitter, принадлежащая его инвестиционной компании DST Global, оценивалась в 1,2 миллиарда долларов в момент первичного размещения ее акций в начале ноября, — в 2011 году он инвестировал в нее 400 миллионов долларов. В случае с Facebook его первоначальные инвестиции в размере 200 миллионов долларов, сделанные в 2009 году, теперь превратились в 2 миллиарда долларов. По его словам, тот факт, что Twitter был оценен в 14,4 миллиарда долларов, является свидетельством силы социальных сетей. Он считает эту компанию «мощнейшим механизмом влияния в мире». Откуда такая невероятная рыночная цена? «Это связано с тем, что люди часто оказывают или пытаются оказывать влияние».
Прибытие г-на Мильнера в Кремниевую долину в 2011 году было отмечено покупкой шикарного поместья Los Altos, штат Калифорния, за 100 миллионов долларов — тогда это была самая высокая цена, уплаченная за частный дом в США. Этот дом во французском стиле площадью в 2370 квадратных метров не был выставлен на продажу, когда жена г-на Мильнера Юлия обнаружила его, но, тем не менее, они решили сделать предложение его владельцу.
Его неожиданное появление вызвало волнение с тесном мире Кремниевой долины точно так же, как и его довольно загадочное прошлое. В середине 1990-х годов г-н Мильнер работал на Михаила Ходорковского, основателя компании «Юкос», который сейчас отбывает тюремный срок за уклонение от уплаты налогов и мошенничество. Адвокаты г-на Ходорковского утверждали, что обвинения против их подзащитного были политически мотивированными.
От внимания экспертов также не ускользнул тот факт, что главным акционером первого фонда г-на Мильнера под названием DST стал российский миллиардер Алишер Усманов, который в 1980 году был приговорен к тюремному сроку за мошенничество и растрату. (Основными акционерами фондов DST сегодня являются мировые суверенные фонды.) Г-н Усманов провел некоторое время в тюрьме, однако в 2000 году он был освобожден по решению Верховного суда Узбекистана, который пришел к выводу о том, что улики против него были сфабрикованы.
По словам г-на Мильнера, в настоящее время он редко приезжает в Россию. Он ушёл с поста председателя совета директоров Mail.ru Group в 2012 году. Кроме того, сегодня большая часть инвестиций DST Global находится в США. Хотя чаще всего его можно встретить именно в Кремниевой долине, он также немало времени проводит в Китае и Нью-Йорке. Летом прошлого года в вестибюле одного из отелей на Манхэттене он рассказал историю того, как он оказался в Америке. Облокотившись на спинку кресла и скрестив ноги, г-н Мильнер, одетый в серый костюм, был совершенно непохож на ученого-физика, которым он когда-то являлся.
Он родился в Советском Союзе в 1961 году, и, как и многих других русских мальчишек, его назвали в честь космонавта Юрия Гагарина, первого человека, совершившего полет в космос. В возрасте 12 лет г-н Мильнер стал интересоваться физикой - после того, как познакомился с одним из друзей его семьи, принимавшим участие в разработке оружия. «Тогда я впервые узнал о существовании атомной бомбы», — сказал он.
Окончив Московский государственный университет, он в течение пяти лет работал физиком. Однако в процессе работы над своей диссертацией он понял, что не обладает теми качествами, которые необходимы для достижения выдающихся успехов в этой области. «Я просто оказался недостаточно умным, — признается он. — Если вы действительно хотите заниматься фундаментальной физикой, вы должны быть невероятно умным человеком». Его решение уйти из физики совпало с развалом Советского Союза. «Тогда я решил начать новую жизнь», — добавляет он.
Г-н Мильнер хотел организовать свое собственное дело. После того, как он приложил массу усилий для получения визы на выезд из страны, он поступил в Уортонскую школу бизнеса при университете Пенсильвании. Позже он получил работу в отделении Всемирного банка в Вашингтоне, где провел три года, прежде чем вернуться в Россию. Там «я не делал ничего выдающегося и достойного внимания», — говорит он, добавляя, что ему приходилось заниматься инвестициями в предприятие по производству макарон.
А потом настало время технического бума и Mail.ru. Дорога к успеху г-на Мильнера оказалась не слишком короткой: за первые 12 месяцев существования стоимость его компании выросла с нуля до 200 миллионов долларов. Затем наступил 2001 год, и она упала до 6 миллионов. В том году ему пришлось уволить 80% своих сотрудников и закрыть свою компанию, занимавшуюся интернет-торговлей. Однако он сохранил свой почтовый и аукционный бизнес, который позже стал развивать.
Наряду со всем этим он занялся инвестициями. В 2009 году г-н Мильнер вложил 200 миллионов долларов в Facebook — по тем временам это была гигантская сумма для инвестора, находящегося за пределами Кремниевой долины. По его мнению, одна из причин, по которой ему удалось наладить отношения с Facebook, заключается в том, что он был готов вкладывать деньги на пике финансового кризиса. «Тогда все очень боялись вкладывать деньги во что бы то ни было», — говорит он.
Его значительная доля в Mail.ru в сочетании с его инвестициями в Facebook сделали его миллиардером. В отличие от многих других инвесторов, он чаще всего предпочитает не занимать места в совете директоров и предоставлять право принятия решений основателям компаний. DST Global вложила средства во множество компаний Кремниевой долины - от Groupon до Spotify. Некоторые из ее инвестиций оказались менее успешными, такие, как, к примеру, инвестиции в игровую компанию Zynga; другие ее инвестиции были не слишком значительными, как в случае с Coursera, образовательной онлайн-платформой, и с GenapSys, занимающейся изучением последовательности генома. За пределами Кремниевой долины он вкладывал средства в китайскую компанию Alibaba, занимающуюся интернет-торговлей, которая готовится к процедуре первичного размещения акций.
Между тем, г-н Мильнер продолжает следить за развитием науки. «У меня нет других хобби, — говорит он. — Я ничего не коллекционирую, не интересуюсь спортом помимо того, что я посещаю спортзал несколько раз в неделю». В этом году он присоединился к основателю Google Сергею Брину (Sergey Brin) и главе Facebook Марку Цукербергу (Mark Zuckberberg), став соучредителем ежегодной премии в области биологии и медицины Breakthrough Prize, которая составляет 3 миллиона долларов, и может быть присуждена исследователям всего мира.
В прошлом году он учредил еще одну ежегодную премию Fundamental Physics Prize в размере 3 миллионов долларов, которую могут получить физики за открытия в этой области. Эту премию уже получили Эдвард Уиттен (Edward Witten) и Стивен Хокинг (Stephen Hawking). По мнению г-на Мильнера, наука занимает второстепенное положение в нашем обществе, где ведущую роль играет известность того или иного человека. Он надеется, что его усилия помогут сосредоточить внимание общества на людях, работающих над решением фундаментальных вопросов — «как возникла вселенная?» и «зачем мы живем?»