Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Через пятнадцать лет после того, как был принят закон о предотвращении сексуальных домогательств, количество осужденных по данной статье является мизерным.
Несмотря на то что буква закона предельно ясна, данные государственной прокуратуры свидетельствуют о том, что из 515 дел, открытых полицией в 2012 году, лишь 25 были доведены до стадии обвинительного заключения. Большая часть дел, поступивших в госпрокуратуру, была закрыта за недостаточностью улик. Минимальная часть (11 дел) была закрыта по причине невиновности обвиняемых. Число обвинительных актов, выдвинутых по данной статье, выглядит особенно незначительным на фоне огромного количества жалоб, поступающих в центры пострадавших от сексуального насилия. В 2012 году было зарегистрировано 7700 таких жалоб – подавляющее большинство от женщин.
Ошибочно объяснять столь колоссальную разницу между количеством жалоб и числом обвинительных заключений тем, что речь якобы идет о «мелких претензиях» со стороны женщин. Сексуальные домогательства – повсеместно распространенное явление, одно из позорных пятен израильского общества. Это явление существует абсолютно везде – на местах работы, службы, в различных учреждениях и организациях. Среди обвиняемых в этом преступлении – телезвезды и персоны шоу-бизнеса, высшие чины полиции, министры. И это лишь верхушка айсберга.
Доказать факт сексуального домогательства довольно сложно. Тому есть целый ряд объективных причин: недостаточное противодействие со стороны обратившейся с жалобой женщины, как того требует закон; отсутствие отношений по типу «начальник-подчиненная», а также трудности, связанные со сбором улик. Вместе с тем нельзя преуменьшать разрушительное моральное воздействие этого явления и то, что сексуальное домогательство представляет собой акт насилия одного человека над другим.
Государственная прокуратура руководствуется внятным критерием: оценкой реальных шансов на обвинение по тому или иному уголовному делу, а не моральными аспектами и воспитательными целями. Вместе с тем государственная прокуратура может предпринять ряд шагов, которые заставят общество осознать, что сексуальное домогательство является серьезным преступлением. Таким шагом могло бы стать какое-либо конкретное дело, которое получило бы значительный общественный резонанс. С его помощью можно транслировать ясный посыл: сексуальное домогательство является позорным пятном на репутации гражданина. Параллельно можно взвесить и ужесточение наказания за этот вид преступления.
На этой неделе глава управления Минфина по вопросам ценных бумаг, страхования и накопительных фондов Дорит Слингер приняла решение обязать страховые компании изменить формулировку полисов таким образом, чтобы страховка не покрывала расходы человека, обвиненного или осужденного за сексуальные домогательства. Другие государственные и частные учреждения должны перенять этот подход. Всем должно быть ясно: даже если это явление не всегда квалифицируется как уголовное преступление, с моральной точки зрения, оно неприемлемо в обществе.