25 ноября Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) направил российским властям вопросы, связанные с жалобами в ЕСПЧ американских семей, готовившихся усыновить российских детей, но получивших отказ в связи с принятием в России «закона Димы Яковлева». В соответствии с этим законом, которые его критики называют «антимагнитским», в России было запрещено усыновление российских детей семьями из США.
Суд запросил у российских властей информацию о текущей ситуации с потенциальными приемными детьми, упомянутыми в жалобах: остаются ли они в детском доме (с указанием адреса детского дома), или уже переданы в другую приемную семью? Если нет, то предполагается ли передача этих детей в другую приемную семью и, в случае положительного ответа, на какой стадии находится этот процесс? Кроме того, в обращении суда к российским властям поднимаются такие вопросы, как наличие или отсутствие вмешательства в частную или семейную жизнь – в том числе, в случае, когда так и не усыновленный ребенок являлся родственником другого ребенка, уже усыновленного той же семьей.
Каринна Москаленко о жалобе в ЕСПЧ
Известный российский адвокат Каринна Москаленко, занимающаяся жалобами американских семей, которым было отказано в усыновлении российских детей, заявила в интервью Русской службе «Голоса Америки»: «Еще в январе нами была подана жалоба, которая была коммуницирована Евросудом в рекордные сроки — за четыре рабочих дня. Тогда ЕСПЧ направил российскому правительству вопросы по первым четырем обращениям. Правительство ответило то, что считало нужным, и после этого мы подали прошение о рассмотрении жалобы в качестве приоритетной».
После этого, рассказала Каринна Москаленко, было подано еще несколько жалоб, каждая — от нескольких человек. В общей сложности было больше 30 заявителей. «Сейчас, – продолжает адвокат, – отсеялась одна семья, которая получила ребенка и улетела с ним, и еще одна семья отозвала свою жалобу по другим обстоятельствам. Все остальные семьи намерены продолжать борьбу до конца за детей, потому что они относятся к этим детям как к своим. Они считают, что это будет предательством по отношению к детям – перестать бороться».
По словам Москаленко, за прошедшие несколько месяцев российские чиновники постарались разбросать детей по приемным семьям в России, но почти безуспешно: «Известно, что некоторые из этих детей уже были отданы в другие семьи — это неплохо, что такие семьи нашлись, и нужно надеяться, что это не тот случай с пьяницей-матерью, которой пытались ребенка всучить, слава Богу, не получилось». Адвокат специально отмечает причины, по которым этих детей не хотят брать российские семьи: «Дети наших заявителей в основном больны. У тех, кто болен не слишком серьезно, надежда на выздоровление еще есть, у тех, кто болен серьезно – без усыновления в США ее нет. Там есть и синдром Дауна, и ДЦП. Те, кто подал жалобу в интересах детей, мы полагаем, являются «надлежащими заявителями». Они оставляли этим детям свои фотографии, игрушки, обещали заботиться о них, и они детей не предадут. Среди детей тоже есть наши заявители, и мы очень опасаемся прессинга, которому эти дети могут быть подвергнуты, поэтому мы не говорим их имен».
Говоря о судебной перспективе жалоб американских приемных родителей в Европейский суд по правам человека, Каринна Москаленко сказала, что ее обнадеживает внимательное отношение суда к самой сути претензий своих доверителей: «ЕСПЧ отразил в своем письме российским властям основной момент нашей жалобы – там отражена тема вмешательства в семейную жизнь, поскольку можно говорить о том, что семьи уже создавались. У многих наших заявителей есть и заключения российских психологов, сотрудников детдомов о том, что контакт с детьми у них установлен, отношения развиваются». «Нельзя сейчас предсказать, что решит ЕСПЧ, но, независимо от решения Европейского суда, я считаю, что в отношении этих детей совершено злодеяние» – подчеркнула Москаленко.
Реакция Государственной Думы
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина в интервью Русской службе «Голоса Америки» заявила, что судебное разбирательство в ЕСПЧ представляется ей бесперспективным: «Что касается рассмотрения в ЕСПЧ — я не вижу никаких перспектив в этом деле. Все процедуры усыновления и отказа в усыновлении совершались и совершаются в строгом соответствии с законами России. Смысл иска в том, что ряд американских граждан просил отойти от норм этих законов, то есть, нарушить закон и таким образом удовлетворить их просьбу. Понятно, что рассмотрение жалобы такого рода не имеет юридических перспектив». Впрочем, депутат Госдумы от «Единой России» заметила, что «в случае, если Европейский суд по правам человека придет к каким-то иным выводам, мы будем их рассматривать».
По словам Баталиной, «сейчас предметом серьезного беспокойства российской стороны является, прежде всего, налаживание качественного контроля за условиями жизни тех российских детей, которые ранее уже были усыновлены в Соединенные Штаты. На эту тему в этом году состоялось несколько российско-американских переговоров, они проходили и в Штатах, и в России, но, к сожалению, никаких значимых результатов в ходе переговоров достигнуто не было». Одновременно, отмечает Баталина, депутатов Государственной Думы «очень обеспокоило расследование агентства Reuters, опубликованное в этом году, о том, что в США раскрыта интернет-биржа, достаточно массовая, где родители усыновленных детей, в том числе и российских, обменивались детьми». «Все это, – считает депутат, – говорит о том, что американское законодательство в настоящий момент, во-первых, позволяет такие ситуации (вряд ли о существовании этой биржи было абсолютно неизвестно ни социальным службам, ни государственным структурам), а во-вторых – что система контроля за проживанием приемных детей в американских семьях не отлажена настолько, чтобы мы могли быть уверены, что с этими детьми все благополучно».
Первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей сообщила также, что 31 декабря заканчивается действие ранее ратифицированного, а затем денонсированного соглашения России и США по вопросам усыновления». «Поэтому, – полагает Баталина, – вопрос о новых формах сотрудничества по контролю за судьбами усыновленных детей нас очень волнует. В условиях, когда не решены эти базовые вопросы, касающиеся уже усыновленных детей, говорить о возможности каких-либо новых усыновлений затруднительно».
В сентябре 2013 года агентство Reuters опубликовало результаты восемнадцатимесячного расследования, согласно которому, в Соединенных Штатах существовало несколько интернет-конференций по переусыновлению. Их участники обменивались предложениями о переусыновлении приемных детей другими семьями в случае, если у изначально усыновившей ребенка семьи не складывался с ним контакт по каким-либо причинам. Группы создавались в социальных сетях. Агентство Рейтер заявило, что проанализировало тысячи сообщений в Интернете и выяснило, что перемещения из семьи в семью касались детей практически любого возраста – от 10 месяцев до 14 лет. Среди детей, перемещаемых из семьи в семью, утверждает Рейтер в своем расследовании, были и дети из России.