В последние дни не слишком привычный для нас вопрос о приобретении системы ПВО в Китае буквально завладел внешними отношениями Турции. Не проходит и суток, чтобы, регулярно поднимая проблему китайских ракетных комплексов, США или НАТО не давили на Турцию, стремясь заставить ее отказаться от этих планов.
В действительности сотрудничество Турции и Китая в оборонной сфере восходит к гораздо более раннему периоду, и система ПВО - это не первая военная технология, которую Турция намерена приобрести у Китая и осуществить аналогичное производство. Первый конкретный шаг, связанный с покупкой китайской системы ПВО, был сделан в 2005 году в ходе визита в Китай бывшего командующего ВВС Турции, генерала Ибрахима Фыртына. Но до настоящего момента не произошло ни одного заметного события, которое получило бы такой резонанс в общественном мнении. Вместе с тем, угроза, исходящая из стран, обладающих арсеналом баллистических ракет (таких, как Сирия и Иран), или из государств, где существует вероятность наличия таких ракет (например, Армения и Греция), в последнее время становится серьезной причиной беспокойства Турции. В этой связи, прежде всего в силу сирийского кризиса, Анкара снова обратилась к вопросу приобретения ПВО и начала переговоры.
Несмотря на то, что на первом этапе Анкара обивала пороги западных стран и прежде всего - членов НАТО, ей не удалось достигнуть с ними соглашения на желаемых условиях. Турция справедливо хотела совместного (а в дальнейшем - самостоятельного) производства системы ПВО, но многие страны-поставщики отклонили это требование. Исходя из прошлому опыта, текущих событий и осознавая необходимость наличия стопроцентной национальной оборонной промышленности, Турция отказывалась от вооружения в форме «сначала купи, затем модернизируй», поэтому искала альтернативы в таких странах, как Россия и Китай. В конечном счете, она выбрала Китай, который полностью принял ее требования.
Читайте также: Присоединится ли Турция к евразийскому Таможенному союзу?
Начавшийся с шутки премьер-министра Эрдогана на встрече с президентом Путиным («Возьмите нас в Шанхайскую организацию сотрудничества, и мы бросим ЕС») поворот в сторону Евразии, в отношении которого впоследствии были сделаны серьезные конкретные шаги, стал проявлять себя в различных сферах. Невзирая на противоположные друг другу взгляды и политику по сирийскому вопросу, входящая в НАТО Турция в 2012 году при активной поддержке России получила статус «партнера по диалогу» ШОС (называемой «НАТО Востока» или «Варшавский договор будущего»), и это не могло остаться незамеченным Вашингтоном и НАТО. Для Китая и России участие члена НАТО в ШОС рассматривается как основной показатель того, что организация не выступает против третьих стран, для Турции же это стало главным вызовом и шантажом в отношении ЕС, США и НАТО.
Помимо торговли вооружениями, важнейшая причина, лежащая в основе разразившейся в США и НАТО бури в связи с выбором китайских ракетных комплексов, состоит в вопросе о смещении оси в турецкой внешней политике, который ранее крайне часто обсуждался в контексте ситуации на Ближнем Востоке. На этот раз такая дискуссия возникла в Вашингтоне, а не за кулисами турецких СМИ. Демонстрация США сдержанной реакции в отношении Турции и постепенное возрастание резкости в последнее время наводит на определенные размышления. Во-первых, США могут полагать, что Турция использует такого рода шаги как средство угрозы, выражение недовольства и даже оживления торга, как это уже наблюдалось ранее, и не относиться к этому излишне серьезно. Во-вторых, США, напротив, могут действительно считать это умышленной стратегией Турции, которая, отклонившись от европейской региональной системы через искусственное разжигание напряженности, стремится занять более престижную и равноправную позицию в евразийской региональной системе. Пользуясь реакцией Запада, Турция желает перейти к активным действиям и с подачи Запада вступить в евразийский блок во главе с Россией и Китаем. Иными словами, пока Запад демонстрирует негативную реакцию, Турция, отдаляясь от Запада или, проще говоря, «обижаясь», ищет новые пространства для маневра и стратегические позиции. И, возможно, имеется важнейший в этой связи аргумент, который может отстаивать Анкара: «В такой ситуации мы оказались по вашей вине».
Оценивать ход Турции в сторону Китая только как отражение международной силовой борьбы, возможно, предполагает слишком узкий взгляд на данный вопрос. Союз НАТО не был равнодушен к событиям в Ливии и, в отличие от Сирии, не воздержался от вмешательства в эту страну, хотя Сирия граничит с одним из членов НАТО и регулярно совершает атаки на него. Возможно, этим также можно объяснить тот факт, что, отклонившись от стандартов НАТО и вопреки этому союзу, Турция вступает в сотрудничество с Китаем в оборонной сфере.
Также по теме: По следам долгосрочной китайской стратегии
При анализе этих событий возникает ряд спорных моментов. В первую очередь, всех волнует вопрос о том, насколько Турция искренна в этом своем «смещении оси». Практически при каждой удобной возможности, наряду с членством в ЕС, Турция говорит о членстве в ШОС, и это превращает данные шаги Анкары в своего рода козырь при ведении торга. Однако также очевидно и то, что действия Вашингтона, бросившего Турцию на произвол судьбы в сирийском вопросе, глубоко разочаровали Анкару.
Другой спорный момент связан с противоречием, которое таит в себе сама эта ситуация. С одной стороны, Турция обладает РЛС (Кюреджик), являющейся важным элементом системы ПРО НАТО. В то же время, если представить реакцию Китая в ответ на направленный против Пекина восточноазиатский элемент этой же системы в Японии, то основное противоречие составляет уже один только тот факт, что Турция и Китай сотрудничают в области противовоздушной обороны. Однако Турция не воздерживается и от сигналов о том, что она может повернуть назад и отказаться от взаимодействия с Китаем. Вместе с тем, если Турция создаст впечатление, что она, опасаясь давления, отступает, это нанесет ущерб ее репутации и подорвет доверие на международной арене.
При рассмотрении данного вопроса с позиций Китая нетрудно заметить, что до настоящего момента Пекин не был участником этих дискуссий. Единственное, что отметил Пекин: данный вопрос не был политизирован. В области продажи вооружений Китай сотрудничает не только с Турцией, но и Арменией, Ираном, Египтом, КНДР, греческой частью острова Кипр. Как и Турция, все эти страны для Китая - не более, чем рынок. И в случае отказа Турции от приобретения ракетных комплексов в Китае для Пекина это будет означать не потерю союзника, а потерю рынка и клиента, с которым могла бы быть осуществлена выгодная торговля.
Подводя итог, следует отметить, что маневр Турции с китайскими ракетными комплексами нацелен на обыкновенное оживление затянувшегося торга с Западом. Поэтому о каком-либо изменении в парадигме внешней политики Турции или смещении оси говорить не приходится. Как отметил министр иностранных дел Ахмет Давутоглу в статье для Foreign Policy накануне своего визита в США, Турция и США в течение длительного времени являются близкими союзниками и продолжат оставаться партнерами в будущем, и это явно показывает, что предпочтения Турции во внешней политике - на стороне США…