Вчера три крупнейших итальянских газеты написали о встрече в Ватикане Папы с российским президентом Владимиром Путиным. Заголовок в Corriere della Sera гласил: «Папа принял Путина: хватит насилия в Сирии». La Repubblica озаглавила статью «Договор Путина и Бергольо: совместная защита христиан, встреча в Москве в связи с проблемами Ближнего Востока». La Stampa выбрала заголовок: «Царь целует икону и договаривается с Папой: „Остановить насилие против христиан“».
Эти три заголовка заключают в себе две больших неясности по поводу гражданской войны в Сирии, начиная с чрезвычайной ситуации, в которой оказалось христианское меньшинство. В настоящий момент христиане Сирии представляют собой наиболее пострадавшую от насилия часть населения страны. Именно они больше всех нуждаются в защите («остановить насилие против христиан»). Чтобы быть точными, отметим, что в течение двух с половиной лет войны между боевиками и армией Дамаска сильно пострадало суннитское большинство страны. Против него была сознательно направлена репрессивная кампания государства, начиная с марта 2011 года. Христианское меньшинство в Сирии живет в основном в зонах, контролируемых правительством Асада. Оно подвергается жестоким нападениям и террористическим атакам со стороны вооруженных групп оппозиции, которые в абсолютном большинстве являются исламистами. Суннитское большинство страдает от действий правительственных вооруженных сил. Против неконтролируемых армией территорий, населенных мирными жителями, войска применили оружие, хранившееся на случай возможной войны с Израилем (включая баллистические ракеты Scud и нервно-паралитический газ Зарин).
Что касается вопроса об отношениях между президентом Башаром аль-Асадом и ближневосточными христианами, то стоит напомнить следующее: теперь Асад представляется защитником религиозных меньшинств, но в прошлые годы он выступал спонсором наиболее антихристиански настроенных исламистских групп, потому что ему это было выгодно, так как они сражались против американцев в Ираке. Трагическая ситуация, в которой сегодня оказались иракские христиане в провинции Мосул на границе с Сирией, — это прямое следствие внешней политики правительства Дамаска, которое еще недавно помогало и вооружало их преследователей.
Читайте также: Российско-американские соглашения по Сирии
Вторая двусмысленность касается позиции Путина, который в Сирии выступает не как агент мира, а представляет активную сторону творящих насилие. Российский президент вместе с Ираном является наиболее важным защитником правительства Дамаска, которое, по мнению всех западных правительств, несет ответственность за смерть тысячи четырехсот гражданских лиц, отравленных газом на периферии Дамаска, а также за другие жестокости, совершенные во время войны.
Россия почти всегда чинила препятствия, когда в прошлом предпринимались дипломатические усилия для решения конфликта. В июне 2012 года она бойкотировала первую мирную конференцию в Женеве, посвященную сирийскому кризису. Тогда еще можно было претворить в жизнь идею создания переходного правительства, которое должно было сменить правительство Башара аль-Асада. Лишившись поддержки Путина, первая конференция в Женеве закончилась безрезультатно. Таким образом, случай был упущен, а другие пока не представились. Вторая конференция в Женеве в настоящий момент представляется болезненным миражом, который пропадает всякий раз, как приближается назначенная дата. Кроме всего прочего, Москва продолжает поставлять оружие сирийскому правительству. Речь идет не только о таком вооружении против гипотетического внешнего вторжения, как радары и системы противовоздушной обороны, но и об обычном оружии, которое продолжает использоваться ежедневно: о боеприпасах, артиллерии, ракетах, вертолетах, запасных частях.
Мы говорим о двусмысленностях, но с другой стороны ведется искусная пропаганда. После применения химического оружия российское Министерство иностранных дел продолжало всеми средствами опровергать тот факт, что ответственность лежит на сирийской армии (хотя была перехвачена информация, которая это доказывает). Оно даже заявило, что видео, размещенные на YouTube, являются фальшивкой, потому что указанное в них время не соответствовало времени атаки, забыв о разнице во времени в разных часовых поясах. Оно нашло опору в матери Аньезе Марии из ордена кармелитов, которая совершает тур по Европе и Соединенным Штатам и устраивает конференции в пользу Асада. Мать Аньезе утверждает, что химических атак не было, а в кадрах запечатлены похищенные и убитые повстанцами сирийцы. Отец Паоло далл’Ольо, иезуит, похищенный экстремистами, назвал ее так: «Клерикальное проявление ловкой манипуляции режима».