В Италии, где 90% женщин, подвергшихся избиению со стороны мужчин, не заявляют об этом в полицию, одна сторонница радикальных взглядов опубликовала книгу «Выйди замуж и будь покорной», своего рода гимн фашизму, одним из основополагающих принципов которого было господство мужчины над женщиной.
Вильгельм Рейх (Wilhelm Reich) утверждал, что торжество идей нацизма в Германии было обусловлено развалом патриархального общества. Иерархическая система, приведшая к нацизму, была воссоздана посредством патриархально-репрессивных методов, которые возвели на престол коллективного прародителя - государство. Движения фашистского толка, направленные против пролетариата и демократии и делившие всех на плохих и хороших, на черное и белое, на чистое и нечистое, ненавидели сексуальную свободу, не желавшую мириться с жестокой властью сильных над слабыми.
При всех формах тоталитаризма, как светских, так и религиозных, женщине всегда отводилась роль домохозяйки, жены и матери. То есть роль женщины сводится к самоотверженной покорности и к выполнению традиционных задач (таким образом поддерживается общественный порядок). Споры вокруг «равенства в противовес биологическому различию» между мужчиной и женщиной представляют собой точное повторение расистских аргументов, оправдывавших дискриминацию людей по цвету кожи и разрезу глаз.
Именно тогда, когда спасение человека может быть обеспечено лишь коллективной борьбой за соблюдение его прав, всячески превозносятся глупость, невежество и рабская покорность.
Во все времена религия, обрекавшая на реальные наказания и обещавшая мнимые блага в «другой жизни» и добивавшаяся покорности подчиненных, была одной из главных опор власти господствующих классов.
Фашистские движения, которые недавно стали выступать под религиозными лозунгами в некоторых южных странах, проводят в отношении женщин самую настоящую политику апартеида, превращая их в людей низшего сорта. А ООН взирает на это совершенно спокойно.
Образцовая религиозная семья
Женщины радикальных взглядов напоминают тех матерей, которые на себе испытали процедуру обрезания и, несмотря на это, выступают за применение его в отношении своих дочерей, увековечивая таким образом их физическое угнетение.
В обществах, где наблюдается засилье мужчин, женщины все настойчивее возвышают голос протеста против подобного господства, которое, по сути дела, является одной из разновидностей закона джунглей.
Мы настолько разобщены, что нас уже даже не возмущают рассказы о пророке Аврааме, который бросил свою возлюбленную Агар и их общего сына Исмаила в засушливой долине Мекки, чем обрек их на медленную смерть. И потом преспокойно вернулся домой, а Бог, вместо того, чтобы наказать его за попытку двойного убийства людей, находящихся с ним в родственных отношениях, в возрасте 90 лет подарил ему сына Исаака.
Во главе еще одной образцовой семьи, описываемой в священных книгах, стоит Лот, восхваляемый за свое якобы безграничное гостеприимство. Он отдал двух своих дочерей (наверняка несовершеннолетних) разъяренной толпе, которая требовала выдать ей мужчин, находившихся у него в гостях. Так вот, значит, как выглядит идеальный отец. Нам неизвестна реакция жены Лота на столь безжалостное отношение к своим дочерям, но, как следует из вышеуказанного рассказа, Бог, вместо того, чтобы защитить самых слабых (девочек), благословил Лота, наслал на весь народ кару, пролив на него «дождь из серы и огня», а жену Лота превратил в соляной столб.
В браке, основой которого, на первый взгляд, являются любовь и взаимная защита, мы наблюдаем больше враждебности и конфликтов, чем нежности. По данным Всемирной организации здравоохранения, 70% женщин страдают от физического или сексуального насилия со стороны мужчин - как в семьях, так и за их пределами.
Брак - во всех его исторических ипостасях - всегда представлял собой договор между мужчинами о праве собственности на тело женщины. Это наглядно прослеживается в церемонии венчания: один мужчина (отец) ведет к алтарю свою дочь, чтобы передать ее другому мужчине (жениху). В исламе невеста, даже если она уже взрослая и заведует кафедрой в ВУЗе, не может сочетаться браком без разрешения кого-либо из мужчин ее семьи. Затем в брачном договоре (это слово уничтожает любой намек на романтичность отношений) прописываются финансовые права и обязанности супругов, забивая тем самым последний гвоздь в крышку гроба, в котором покоится бескорыстная любовь.
По мнению Даниэля Дэфо, автора романа «Робинзон Крузо», брак - это узаконенная проституция, причем не только потому, что женщины рассматривались как существа, обеспечивающие рождение детей и гарантированный секс свои мужьям в любое время и в любом месте в обмен на содержание (это уже был своего рода шаг вперед, поскольку предыдущий закон, разработанный мужчинами, лишал женщин права иметь состояние).
Брак, созданный, чтобы упорядочить половые и экономические отношения и закрепить за каждым ребенком родителей, с каждым годом длится все меньше: почти половина супружеских пар разводятся, а вторую половину соединяют скорее экономические узы, чем любовь. На смену мечтам приходит разочарование.
Подобные заявления играют на руку капитализму без человеческого лица, сводящего на нет все социальные завоевания, поскольку во имя Бога предлагается вывести с рынка труда половину производительных сил. Вновь стать домохозяйками, заниматься изнурительным и монотонным трудом, не получая за это ничего и, соответственно, не имея возможности обрести экономическую независимость - все это ведет нас к утрате свободы и передаче женских судеб в руки мужчин.
Больше, чем просто сексуальное насилие
Народные выступления с требованиями провести экономические и политические реформы, прокатившиеся по Ближнему Востоку и Северной Африке, окончились неудачей, что усугубило насилие в отношении женщин в самых разных его проявлениях.
В Египте изображение женщины-демонстрантки, лежащей на земле и истоптанной полицейскими сапогами, показало лишь вершину айсберга: мужские правящие круги решили проучить женщин за смелость и с помощью подобной «педагогики устрашения» намеревались не допустить, чтобы они в будущем снова вышли на улицы с лозунгами протеста. Но женщин запугать не удастся. Они снова выйдут на площадь Тахрир, на этот раз уже в составе оголодавших народных масс.
Хотя народу Сирии и удалось избежать разрушительного удара НАТО, но женщины все равно страдают от широкомасштабного насилия, порожденного гражданской войной. Купля-продажа девочек из отчаявшихся и голодающих семей еще больше разогревает уродливый рынок торговли людьми. Изнасилованные, забитые, изможденные и израненные, они бегут из этого ада вместе со своими детьми. Война - это совокупность всех бед, выпадающих на долю человека.
В Афганистане, Пакистане и Йемене население продолжает подвергаться беспорядочным ударам американских беспилотников. В Ираке сотни мужчин и женщин погибают еженедельно в результате американской агрессии. Почему никто ничего ради них не сделает?
Новый ливийский режим обещал мужчинам узаконить многоженство. В Пакистане несколько тысяч женщин были убиты за так называемые «преступления против чести». Неизвестно, сколько еще их погибло от бомб, сбрасываемых беспилотниками.
Этот системный кризис, возникший из-за господства мужчин, продолжает углубляться, а мнимый образ отца и защитника разваливается на части: он уже не может обеспечить безопасность и благополучие семьи, предотвратить войны и даже трудоустроиться. Более того, миллионы молодых людей, проживающих в этой части земного шара, уже не хотят брать на себя такую ответственность и не отождествляют себя с образом традиционного мужчины, воплощавшим в себе заботу и любовь. Они не могут и не хотят брать на себя эту роль. Это конфликт между реальным и идеальным мужчиной. Очевидно, что правоверные не допустят искусственного оплодотворения женщин потому, что это один из последних способов заставить их жить с мужчинами вопреки их воле.
В Саудовской Аравии женщина перестала ощущать себя предметом, которым владеют другие, и желает быть свободной. Кампания за права женщин бросает вызов тоталитарно-теократической системе арабского мира.
А мы по-прежнему будем стремиться к миру, основанному на общечеловеческих, а не женско-мужских принципах.
Назанин Арманьян о себе
Полжизни я провела в Иране и, когда прибыла на этот гостеприимный полуостров, принимающий всех, кто ищет спокойствия и хлеба насущного, окунулась в новую для себя жизнь. Мне пришлось познавать, учиться, восхищаться, передавать, открывать и обличать. Горькую правду жизни я доношу до слушателей на своих университетских лекциях, рассказываю о ней в СМИ и в своих книгах, в частности «Робайят Омара Хайяма» (Robaiyat de Omar Jayyam, 2004), «Курдистан, несуществующая страна» (Kurdistán, el país inexistente, 2005), «Ирак, Афганистан и Иран, 40 ответов на ближневосточный конфликт» (Irak, Afganistán e Irán, 40 respuestas al conflicto de Oriente Próximo, 2007) и «Ислам без хиджаба» (El Islam sin velo, 2009).