Индия и Россия уже давно сотрудничают в области оборонных технологий. Эти две страны совместно производят сверхзвуковую крылатую ракету «БраМос», самую быструю из производимых в настоящее время. Однако отношения в данной области не всегда были сбалансированы в пользу Индии, и это стало очевидным, когда речь зашла о степени участия Индии в разработке истребителя пятого поколения на основе российского самолета Сухой Т-50 (ПАК ФА).
Согласно изданию Defense News, Индия выразила свою неудовлетворенность по поводу «низкого уровня участия в совместной разработке перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), несмотря на статус равного финансового партнера в проекте, а также размещение заказа на приобретение новых самолетов в объеме 30 миллиардов долларов». Совместные проекты являются главным компонентом продолжающейся модернизации индийских военно-воздушных сил. По данным агентства РИА Новости, Индия в настоящее время финансирует 50% стоимости работ над этим проектом.
В ходе состоявшего ранее в этом месяце визита в Москву министр обороны Индии А. Энтони (A.K. Antony) добился от России повышения степени участия Индии в работе над истребителем нового поколения до 50%, что соответствует ее финансовому взносу в этот проект. Выступая на 13-м заседании индийско-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, Энтони подчеркнул необходимость того, чтобы два долгосрочных партнера сотрудничали на равной основе «на всех этапах - проектирование, разработка и производство - при реализации» проекта ПАК ФА.
Читайте также: Неудачная конкуренция России с США на индийском рынке вооружений
Настойчивое желание Нью-Дели добиться соразмерного участия в военно-техническом сотрудничестве с Россией объясняется недостижимой уже в течение долгого времени стратегической целью, связанной с обретением самодостаточности в рамках собственного военного производства. Индия является крупнейшим импортером военных технологий. Издание Defense News привело недавно слова российского дипломата в Нью-Дели, который сказал, что частично введенное русскими ограничение доли участия Индии в проекте ПАК ФА связано с «существующими в Индии возможностями в области разработки самолетов и промышленной инфраструктуры».
Соглашение о совместной разработке проекта ПАК ФА было подписано между индийскими и российскими военно-воздушными силами в 2007 году, а общая стоимость контракта, включающего в себя завершающее проектирование, разработку и совместное производство, может превысить 10 миллиардов долларов. Хотя этот контракт еще не подписан, еженедельник Defense News сообщает о том, что «в декабре 2010 года Рособоронэкспорт, индийская государственная компания Hindustan Aeronautics и российский производитель авиационной техники компания «Сухой» подписали предварительный контракт относительно разработки нового самолета, объем финансирования которого составил 295 миллионов долларов».
Военно-воздушные силы Индии, вероятно, закажут около 200 одноместных истребителей нового поколения со спаренными двигателями. Самолет Сухой Т-50, обладающий крейсерской сверхзвуковой скоростью и исключительной маневренностью, станет важным дополнением к индийским военно-воздушным силам. Этот истребитель, как ожидается, увеличит разнообразие индийских ВВС. Степень участия Индии в разработке нового истребителя, судя по всему, позволит ей настроить приобретаемые ею самолеты таким образом, чтобы они отвечали специфическим требованиям ее военно-воздушных сил.
Визит Энтони в Москву состоялся всего через несколько дней после того, как Индия приняла под свое командование авианосец легкого класса «Викрамадитья» - бывший российский корабль «Адмирал Горшков». Модернизация военно-морского флота Индии, достигшая новых высот в последние годы, также в большой степени зависит от сотрудничества с Россией. В ходе своего недавнего визита Энтони также обсуждал вопрос о возможной аренде у России атомной подводной лодки.