Цифровая революция докатилась и до области производства. Бурно распространяется применение трехмерных принтеров (3D) для изготовления объемных предметов на основании цифровых данных путем нанесения слоев исходного материала, например, пластика.
Если грамотно использовать это новое веяние, то можно рассчитывать и на укрепление базы отечественного производства, часть которого переживает не лучшие времена.
Цифровые технологии в какой-то мере применялись крупными корпорациями для проектирования и управления производством и до этого, однако особенность последних нововведений в том, что они расширяют круг пользователей.
Во-первых, это средние и мелкие предприятия, которые испытывают нехватку опытных мастеров. Компания «Коиваи» (префектура Канагава, город Кодавара), специализирующаяся на металлопродукции, внедрила технологию 3D для производства образцов деталей для автомобилей, успешно снизив таким образом стоимость и сократив сроки поставок.
«Теперь мы можем с легкостью изготовлять детали даже самых сложных форм, которые никогда бы не смогли выполнить стандартными методами», - восхищается директор компании Итоси Коива развитием цифровых технологий.
Во-вторых, это некоммерческие центры, например, связанные с медицинским обслуживанием. Токийский университет работает над сокращением нагрузки на поврежденную часть тела пациента с помощью «печати» искусственной кости, полностью повторяющую анатомические особенности, из материалов, близких по составу к костной материи.
Цифровые технологии позволяют осуществить производство большого ассортимента при малых объемах, где каждому продукту можно придавать разную форму. Поэтому медицинская сфера, и в частности протезирование искусственных зубов, связывает с новыми технологиями большие надежды.
В-третьих, частное использование. Крупнейшие сети электроники «Бик камера» и «Ямада дэнки» в части своих магазинов выставили в продажу 3D-принтеры. Дешевый вариант был снижен в цене до 100 тысяч иен, и теперь даже индивидуальный покупатель может себе его позволить.
Если обратить внимание на мировые тенденции, то в этой сфере лидируют США. Сильнейшие производители 3D-принтеров находятся в Америке, а кроме того, запущены десятки венчурных предприятий. Сторона, применяющая технологии, тоже проявляет активность: General Electric ставит перед собой цель «печатать» в 3D-детали для реактивных двигателей и устройств видеодиагностики.
Японские производители тоже не должны сидеть сложа руки. Пришло время использовать цифровые технологии в сочетании с существующей производственной базой и оттачивать свою конкурентоспособность.