В кулуарах Брюсселя события прошедшей недели описывали так: все было, как в теннисе, когда мячик задевает сетку, подпрыгивает на ней, и все, замерев, ждут, на какую сторону корта он упадет. И это был не просто какой-то там турнир, это был финал чемпионата Большого шлема. И играли друг против друга Европейский Союз и Россия. А мячиком была Украина. И в прошлую пятницу все было похоже на то, что мяч ушел к России.
В конце этой недели ЕС и Украина на саммите в Вильнюсе должны были подписать подготавливаемый в течение нескольких лет договор об ассоциации, который притянет Украину на европейскую орбиту, иными словами - оторвет ее от России. Это было бы крупнейшим геополитическим событием после падения железного занавеса, в каком-то смысле более значимым, чем расширение ЕС за счет посткоммунистических стран в 2004 году.
Неудивительно, что Россия всеми силами пытается противостоять этим переменам. Украина для нее - ключевая страна, без которой нет шансов стать стратегической державой между Европой и Китаем. Речь идет и об исторических претензиях: современная Россия, в конце концов, возникла частично на территории средневековой Киевской Руси.
Президент России Владимир Путин, таким образом, сделал много для того, чтобы Украина договор не подписала – от блокады украинских товаров до словесных угроз разного рода. В начале ноября Путин усилил свои действия. Он позвал Януковича в Кремль на разговор с глазу на глаз, продлившийся 11 часов. Что Путин говорил Януковичу – можно только догадываться. Но результат не заставил себя долго ждать: правительство в Киеве в конце прошлой недели остановило подготовку к подписанию соглашения с ЕС, возобновила переговоры с Россией об экономическом сотрудничестве и просит трехсторонних переговоров между Россией, ЕС и Украиной.
Состоятся эти переговоры или нет, пока не ясно. Европейские политики теперь злятся из-за грубого давления Москвы, и отношения ЕС и России уже давно не были столь холодными. Надежда на то, что президент Виктор Янукович просто играет с ЕС в покер и хочет в последнюю минуту договориться о более выгодных условиях, например о финансовой помощи в случае российской блокады, видимо, ничтожна.
Давление продолжается
Если Украина однозначно откажется от договора с ЕС, это будет крупное – может быть, временное – поражение европейского проекта по распространению своего влияния и демократических ценностей на Восток. Больнее всего будет Польше, инвестировавшей в проект огромное количество энергии и проделавшей эту работу за всю Центральную Европу, которая от договора с Украиной получила бы экономическую пользу.
Но это будет и проигрыш самих украинцев. Сторонников соглашения с ЕС почти в три раза больше, чем его противников. Но украинцы стали заложниками президента Януковича и властной политики России. Есть надежда, что договор не останется лежать в ящике навсегда, но тогда Янукович должен проиграть выборы в 2015 году, а на его место должен прийти тот, кто действительно будет верить в европейское будущее Украины.
Остаются еще две маленькие страны, которые продолжают надеяться на сближение с ЕС, - Молдавия и Грузия. И они находятся под сильным давление России, и саммит в Вильнюса покажет, есть ли у их лидеров достаточно смелости после провала с Украиной. Например, Армения несколько недель назад уже отступила под давлением России.
Для европейских политиков украинский отказ станет потрясением, и на какое-то время у них пропадет желание действовать на Востоке. Однако было бы ошибкой уступать Москве, которая таким образом только утвердится в том, что брутальные методы давления и угроз оправдывают себя. И существует опасность, что Россия войдет во вкус и захочет получить и другие куски.
История этой крупной геополитической битвы показывает, как повезло тем бывшим советским сателлитам, в том числе Чехии, кто успел вступить в ЕС в то время, когда российская доктрина власти еще не была столь агрессивной, а Путин еще не пригрелся в Кремле. Кто знает, что было бы с расширением ЕС, если бы оно происходило сейчас, а не в 2004 году.