Ставка на новые технологии как основу обеспечения роста экономики Великобритании дополняется попытками превратить Лондон наравне с Дубаем и Куала-Лумпур в центр исламских финансов.
Амбициозная заявка правительства Дэвида Кэмерона была сделана в конце октября этого года на 9-м Всемирном исламском экономическом форуме, прошедшем под девизом «Меняющийся мир, новые взаимоотношения». Будучи уже сложившейся площадкой для обмена мнениями по вопросам развития экономики стран мусульманского мира, он впервые проводился в неисламской стране. На Лондонское мероприятие съехалось рекордное число участников — 2 700 делегатов, из 128 государств мира. Исламский банкинг и исламские финансовые услуги были во главе угла обсуждений на Лондонском форуме.
Стоит отметить, что представители банковского сектора мусульманских стран особо обращали внимание на тот факт, что тогда как посткризисное восстановление глобальной экономики шло крайне медленно, динамика развития исламского финансового рынка оставалась высокой — до 15% в год. Темпы роста исламских финансов уже сейчас на 50% превышают рост традиционных банковских услуг. За последнее десятилетие мировой рынок исламских финансовых услуг вырос, по разным оценкам, от триллиона до полутора триллионов долларов, и как считают эксперты, тенденция к устойчивому росту сохранится. Аналитики прогнозируют, что уже в ближайшие годы потенциал роста сектора составит 4 триллиона долларов. Так называемые «исламские окна» в настоящее время открыты в 110 банках мира, причем 20 из них находятся в Великобритании. Согласно прогнозам Британцев, глобальные исламские инвестиции к 2014 году превысят цифру в 1,3 триллиона долларов. И, разумеется, как признается Кэмерон, Лондон хочет, чтобы значительная часть этих исламских инвестиций шла в Великобританию.
Однако вместе с тем, на конференции отмечалось, и то, что ряд факторов оказывает сдерживающее влияние на дальнейшее прогрессивное развитие этого сектора мирового финансового рынка. В частности, эксперты отмечают, что довольно серьезной проблемой оказалась существующая сегодня низкая гармонизация норм и правил «исламского финансирования», которые действуют в разных странах. Финансисты подчеркивали необходимость обеспечения их совместимости с нормами и банковскими правилами Базеля-III. Кроме того, независимые эксперты указывали и на то, что в настоящее время на рынке работает ограниченное число исламских финансовых продуктов. А кроме того, даже и в исламских странах к этим финансовым продуктам сохраняется недоверие.
Выступивший на Форуме Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пообещал, что нынешнее правительство будет стремиться создать исламским финансовым институтам в лондонском Сити максимально благоприятные условия, притом, в полном соответствии «с шариатскими нормами», что, как считают в Лондоне, позволит привлечь «исламский капитал». Премьер-министр объявил, что Минфин Великобритании планирует уже в начале следующего года выпустить суверенные исламские облигации (sukuk), соответствующие «нормам шариата». Размер эмиссии составит 200 миллионов фунтов. Похоже, это будет первая эмиссия такого рода ценных бумаг на Западе. Эти ценные бумаги, как считают в кабинете министров, стимулируют развитие исламских финансов в Великобритании, поскольку будут представлять собой надежные инструменты для инвестиций.
В свою очередь Лондонская фондовая биржа планирует разработать специальный индекс для отслеживания динамики исламских ценных бумаг. По имеющимся оценкам, за последние пять лет состоялось порядка 50 размещений таких бумаг на сумму более 20 миллиардов фунтов. В прессу просочилась информация о том, что британские власти совместно с одной из крупных нефтяных компаний запустят специальную программу по поддержке малого и среднего бизнеса в странах Ближнего Востока, а также программу по переподготовке финансистов из исламских стран в британских вузах.
В общем, Лондон демонстрирует завидную активность с целью укрепления и без того весомого потенциала Сити как ведущего международного финансового центра, в частности за счет привлечения капиталов из КНР и исламских государств.
Модель экономической деятельности, учитывающая шариатские принципы, подавалась участниками форума, как пример «нравственного» ведения бизнеса и неотделимости реальной экономики от ее финансового измерения. Основной лейтмотив официальной точки зрения Лондона — исламская экономика способна оказать оздоровительный эффект на мировую экономическую финансовую систему. В свою очередь интеграция исламских экономических моделей в матрицу современных мирохозяйственных связей, по мнению ряда экспертов, могла бы помочь взаимодействию финансовых ресурсов западных экономик в исламских странах, и придать, таким образом, глобальному экономическому росту необходимое качество и устойчивость.
Однако в связи с этим возникает целый ряд вопросов «неэкономического» свойства, а скорее с социально-политическим оттенком, и в таких сферах, как существующие традиции и культура. Особенно эти темы становятся чувствительными в контексте продвижения исламского финансирования в странах, где мусульмане составляют меньшинство. Однако, судя по решительности, с которой Правительство Великобритании во главе с Премьером поддерживают новую тенденцию, эти, слишком «тонкие» и деликатные вопросы, мало смущают Лондон, который намерен создать еще один экономический рычаг влияния в мусульманском мире, без сомнения с выгодой для Великобритании.
Следует также отметить, что на пути к внедрению исламских финансовых институтов Правительству Великобритании необходимо будет решить множество вопросов. В частности, например, довольно серьезная тема — существование шариатского наблюдательного совета в качестве единственного авторитетного органа для консультирования центрального банка по вопросам исламского банкинга и страхования. Этот орган должен заниматься контролем за шариатскими советами исламских финансовых организаций, а также осуществлять контроль их деятельности и выполнять судебные арбитражные функции в спорах, связанных с вопросами шариата, между исламскими банками и финансовыми организациями. Кроме того, придется считаться и с тем, что исламскому банку запрещено финансировать деятельность, противоречащую принципам шариата.
Шариат предписывает финансирование только реальной производственной деятельности. Концепция исламской финансовой системы, запрещающая процентные выплаты и чистые денежно-кредитные спекуляции, с трудом приживается в Европе, и перед британским Правительством наверняка встанет задача интегрирования этой системы на почву уже сформированной развитой британской финансовой системы. Кроме того, следует помнить, что основополагающие источники ислама и мусульманского права (шариата) Коран и сунны Пророка устанавливают нормы, которые должен соблюдать каждый правоверный мусульманин. В сфере экономических отношений это запрет рибы (ростовщичества), т.е. участия в операциях, связанных с взиманием и выплатой процента; запрет гарара — повышенных рисков и неопределенности в сделке; запрет майсира — получения дохода в результате случайного стечения обстоятельств; запрет бизнеса, связанного торговлей «нечистыми», с точки зрения ислама вещами, например, свининой, алкоголем, табаком, оружием, наркотиками. В соответствии с нормами шариата, человек — всего лишь поверенный Аллаха, и не может быть реальным собственником принадлежащих ему благ, поэтому не вправе пользоваться этими благами как ему вздумается.
При управлении своими финансовыми делами человек обязан руководствоваться теми правилами и запретами, которые установлены в главных источниках шариата. Цель деятельности исламских банков — не только получение прибыли, но и выполнение моральных обязательств. Поэтому экономическое поведение мусульман связано принципами, которые заставляют исламские банки и их клиентов строить отношения на религиозной основе, а не на денежном вознаграждении. Кроме того, проблема заключается еще и в том, что ведь исламские банковские институты появились не так давно, и поэтому даже в мусульманских странах до сих пор отсутствует законопроектная база, четко определяющая деятельность исламских финансовых институтов.
Как это будет работать на высоко развитом финансовом рынке Лондона, где главная оценка эффективности любого финансового учреждения — прибыль? Наверное, все будет по-честному, как принято в демократических странах. Кроме того, деятельность исламских банков, направлена на поддержку развития и пропаганду исламских ценностей и вовсе не факт, что это будет безусловно соответствовать государственным интересам европейской страны, где будут работать исламские банки.
Изложенные в статье взгляды принадлежат автору и могут не отражать точку зрения редакции.