По данным Центра борьбы с исламофобией, за первые девять месяцев этого года число ее проявлений увеличилось на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хотя эта тенденция и вызывает тревогу, исламофобии еще далеко до христианофобии и антисемитизма.
Atlantico: Рост числа проявлений исламофобии вызывает тревогу. Действительно ли агрессия против мусульман из-за их вероисповедания встречается чаще, чем христианофобские нападки?
Александр дель Валь: Цифры довольно сложно сравнивать, потому что Центр борьбы с исламофобией не делает различий между критикой ислама и агрессивными действиями, тогда как критика христианской религии не рассматривается как христианофобский поступок. Цифры по исламофобскому поведению включают в себя «действия и угрозы», однако лишь в очень немногих из 157 подсчитанных случаев речь действительно идет о физической агрессии или разрушении мечетей. Обычно все ограничивается критикой мусульманской веры, куда входят и заявления людея, очень приверженных идеям светского общества, которые могут показаться слегка богохульственными. В то же время Центр борьбы с христианофобией за девять месяцев зарегистрировал 250 случаев ее публичного проявления: восемь нападений на священников, 17 попыток поджогов и поджогов христианских храмов, 25 случаев вандализма и осквернения христианских кладбищ, а также 70 случаев осквернения церквей и вандализма в христианских храмах.
Читайте также: Как комплекс вины Запада мешает диалогу с исламом
Если придерживаться критериев Министерства внутренних дел, то можно с уверенностью утверждать, что в первую очередь страдают именно христианские храмы. Если вам нужен конкретный пример, то в одном из приходов в Перпиньяне еще 15 лет назад пришлось поставить заграждения из колючей проволоки и целую охранную систему, потому что священники постоянно подвергались агрессии. Случаи проникновения в христианские церкви (вспомните о недавней акции Femen в Соборе Парижской Богоматери) давно стали обычным делом. Если ознакомиться с отчетами по исламофобии, станет ясно, что случаи вандализма в мечетях крайне редки: обычно там просто рисуют на стенах французский флаг или свиней. Такие крайние случаи представляют чуть ли не как физическую агрессию - при том, что на христианских священников регулярно совершают нападения. Кроме того, ответственность за редкие нападения на имамов лежит на радикальных исламистских движениях, как это было, например, с имамом Шальгуми из Дранси, который до сих пор находится под охраной полиции.
— А как насчет проявлений антисемитизма?
— У нас регулярно выходят отчеты, и приведенные в них цифры оставляют далеко позади исламофобию: за 2012 год было зарегистрировано 614 проявлений антисемитизма. Критика евреев зачастую является продолжением традиционного антисемитизма. Причем, эта критика переступает через веру и касается напрямую самосознания евреев - вне зависимости от того, что они думают. Христиане удерживают пальму первенства по числу проявлений агрессии во всем мире, однако на уровне выражения ненависти у евреев эти цифры заметно выше. Наконец, случаи физического нападения на мусульман немусульманами крайне редки, тогда как у мусульман встречается антисемитская агрессия, что недавно показало знаковое дело Халими.
— Почему христианофобские поступки меньше обсуждаются в СМИ, чем проявления исламофобии и антисемитизма?
— Христианство нередко приравнивается к религии «белого» человека, европейца, колонизатора или американского евангелиста-неоконсерватора. Это вера агрессоров, крестоносцев, тех, кто завоевал Латинскую Америку и обратил народы в рабство. Христианская религия тесно связана с образом злого белого человека с Запада, который, кстати говоря, прочно засел и в идеологии самих европейцев. Я не виню пришедшую извне идеологию. Главная причина существующих двойных стандартов кроется в ненависти к христианству со стороны самих европейцев. В их сознании существует целый ряд антихристианских штампов, которые являются результатом невежества. Мне самому не раз доводилось слышать, как прихожане говорят «мы в эпоху крестовых походов» или «мы во времена инквизиции». Получается, что они приняли отрицательное представление о самих себе, хотя реальность зачастую гораздо сложнее. Стоит вспомнить хотя бы о том, что инквизиция за три столетия погубила меньше людей, чем Французская революция Робеспьера всего за три месяца.
Александр дель Валь (Alexandre del Valle), признанный геополитолог, преподаватель международный отношений в Университете Метца и бывший сотрудник газеты France Soir.