Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Три условия для посещения премьер-министром храма Ясукуни

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что касается паломничества в Ясукуни, то по сравнению с бывшим премьером Дзюнъитиро Коидзуми, который сам посещал храм в течение нескольких лет подряд, действия Абэ, который не пошел дальше подношения хризантем, отличаются большей сдержанностью. Однако под вопросом посещения храма Ясукуни скрывается противостояние в «незавершившейся холодной войне».

В середине октября премьер-министр Синдзо Абэ принял решение по посещению храма Ясукуни в честь регулярного осеннего праздника этого синтоистского храма, отправив от себя хризантемы. Думаю, что правильнее будет объяснить этот ход интригой Абэ, который хотел испытать реакцию Китая и Южной Кореи, а не официальным уважением, проявленным по отношению к этим странам. Что касается паломничества в Ясукуни, то по сравнению с бывшим премьером Дзюнъитиро Коидзуми, который сам посещал храм в течение нескольких лет подряд, действия Абэ, который не пошел дальше подношения хризантем, отличаются большей сдержанностью.

Противостояние Китаю

Вполне вероятно, что если бы Китай и Южная Корея не изменили своей антияпонской позиции даже перед таким «сдержанным поведением», то стрелки бы были переведены на эти страны – якобы это они, а не Япония, не желают потепления в отношениях.

«Несговорчивость проявляют именно китайская и корейская стороны», - если бы распространилось такое впечатление, то международное положение Китая и Южной Кореи могло бы пошатнуться. Именно поэтому Япония полностью придерживается позиции о том, что она «всегда открыта для диалога».

При этом в выпуске партийной газеты КПК «Жэньминь жибао» от 18 октября вышла редакционная статья, осуждающая подношение хризантем премьером как «паломничество в обход» и отмечающая,  «что с таким же успехом он мог бы лично посетить храм». Несмотря на то, что премьер-министр Абэ проявил стремление остановить конфликт на уровне «хризантем», партийное правительство Китая ясно дало понять, что не принимает это предложение.

За счет такого ответа правительства Китая для Абэ на самом деле заметно снизился уровень трудности паломничества в Ясукуни, ведь политический выбор в вопросе о том, посещать храм или нет, теряет свою эффективность, если «любые попытки проявления уважения все равно заканчиваются ничем».

В таком случае даже при посещении храма не будет нанесено никакого ущерба, если Абэ будет следовать трем условиям.

Первое – это всестороннее объяснение посещения храма Ясукуни в качестве «действия, направленного на успокоение душ умерших».

Второе – внешняя пропаганда того, что упрямое противостояние со стороны Китая и Южной Кореи является нерациональным.

Третье – привлечение других стран, включая США, чтобы не допустить недопонимания и подозрений.

Паломничество в Ясукуни было раздуто до уровня «политической проблемы» и перестало быть действием по успокоению душ умерших, поэтому важно приложить все усилия на пути выполнения этих трех условий. В таком случае следующим станет вопрос о том, когда премьер Абэ решит посетить храма. Возможно, он хотел бы сделать это как можно раньше, но несмотря на то, что необходимость учитывать в этом вопросе отношения с Китаем и Южной Кореей уменьшилась, все должно идти своим чередом. Главное – не ошибиться с порядком.

Возможно ли паломничество весной через год?


Я предполагаю, что если премьер совершит паломничество через год, весной, то никто и слова не скажет против. Это время потребуется для того, чтобы создать устойчивую платформу согласно трем условиям, которые я привел выше.

После прихода к власти кабинета министров Абэ внешняя политика изменилась, и прикладывается действительно много усилий, чтобы улучшить отношения со многими странами, однако для того, чтобы эти связи поддерживали позицию Японии по вопросу посещения Ясукуни, предстоит еще многое сделать. Например, нужно учитывать, что если усилить нынешнее сотрудничество между Японией и Россией, то можно будет заручиться пониманием и поддержкой президента Путина в вопросе Ясукуни.

Кроме того, в течение следующего года будет завершен процесс пересмотра японо-американского договора по совместной обороне. Разумеется, споры на тему разрешения Японии права на коллективную самооборону к тому времени должны быть завершены. Когда усилия Японии в строительстве системы безопасности будут вознаграждены (за исключением пересмотра конституции) станет уместным и посещение храма.

На фоне «холодной войны с Китаем»


Почти четверть века назад после совещания глав СССР и США на средиземноморской Мальте было признано «окончание холодной войны», что все в мире восприняли как данность. Однако могут ли страны Восточной Азии так же смело заявить, что «холодная война окончена»? Изначально положение в Восточной Азии, где долго шли «горячие войны» в Корее и во Вьетнаме, отличается от Европы.

Китайская партийная система, которая серьезно участвовала в обеих «горячих» войнах, даже после распада советской коммунистической системы продолжает держать руку на пульсе. Кроме того, глава Китая Си Цзиньпин пытается походить на Мао Цзэдуна в подходах к управлению страной, выдвигая на первый план контроль над каждым слоем населения. После введения реформ Дэном Сяопином общество получило впечатление, что Китай под правлением КПК в корне отличается от бывшего Советского Союза, однако сейчас наступило время избавиться от этих иллюзий.

«В Восточной Азии до сих пор не прекратилась холодная война», – возможно, таким высказыванием я сгущаю краски, однако я не сильно далек от истины. Поэтому под вопросом посещения храма Ясукуни скрывается противостояние в «незавершившейся холодной войне».

Автор – профессор Университета Тоёгакуэн.