Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ребята, а счет кто будет закрывать?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Председатель Демократической партии Армении (ДПА) Арам Саркисян об отношениях Армения-Таможенный союз, Армения-Евросоюз и о предстоящем визите Владимира Путина в Армению.

Председатель Демократической партии Армении (ДПА) Арам Саркисян об отношениях Армения-Таможенный союз, Армения-Евросоюз и о предстоящем визите Владимира Путина в Армению.  
 
– Несколько дней назад Иран достиг соглашения с большой «шестеркой», санкции против Ирана уже смягчаются, что, согласно некоторым аналитикам, означает, что Иран станет для России серьезным конкурентом в регионе. Если проанализировать в этом контексте заявление, сделанное 3 сентября, то не поторопился ли Серж Саргсян?
– Я не согласен с такой точкой зрения, так как проблема Ирана урегулировалась также и благодаря очень четкой позиции Китая и России. Кроме этого, Иран очень хорошо понимает, что проблема, связанная с его ядерной программой, сегодня не решена, Иран получил 6-месячный срок, в течение которого он должен суметь выполнить поставленные перед ним требования, Сенат США еще должен обсудить вопрос санкций, и т.д. Как бы то ни было, Иран и РФ в регионе в основном были партнерами и всегда рассматривались как стратегическая ось Север-Юг. Позиция ДПА такова: Армения должна находиться в этой оси. Сейчас эта ось может еще больше укрепиться.
 
Я бы проблему рассматривал следующим образом. РФ и Китай хорошо понимают, что чем стабильней будет эта ось, тем стабильней будет ситуация в регионе. По моей оценке, в этих реалиях интересно то, как будут развиваться отношения Турции и Ирана. Здесь они действительно конкуренты во всех вопросах – в религии, религиозных особенностях, геополитике. Россия проводит такую политику, что и Турция, и Иран стремятся иметь с ней более тесные отношения. Ярким примером того служит последнее заявление Эрдогана о принятии Турции в Организацию Шанхайского сотрудничества, так как у Турции пока еще нет надежд на вхождение в ЕС. То есть, на наших глазах происходят серьезные изменения, но тектонические пласты пока еще находятся в движении, и никто пока не может сказать, где и в какой конфигурации они остановятся.
 
Ясно одно, что, видимо, мир признал роль РФ. Сегодня однозначно можно говорить, что мир стал двухполюсным – США-Европа и РФ-Китай-Южная Азия. Стало ясно, что в сегодняшнем мире невозможно совершать шаги без учета этих интересов. Сейчас все говорят, что РФ оказывает на своих партнеров давление. Но давайте поймем – это давление, или защита своих интересов? А разве другая сторона не так же поступает? Еще в 1997 году, в одной статье я отметил, что если бы мы смогли действительно превратить ось РФ-Грузия-Армения-Иран в стержневую ось Север-Юг, если у Грузии будет такое пожелание, то мы получаем гарантии стабильности и становимся не противостоящей, а такой самодостаточной единицей, которая обязательно должна идти на сотрудничество. Когда Россия и Южно-Азиатская часть немного ослабли, НАТО начало расширяться через программы ассоциации с Евросоюзом.
 
А сейчас стало ясно, что надо идти путем сотрудничества. Примеры – Сирия и Иран. США не посчитались даже с позицией Израиля и Саудовской Аравии, так как поняли, что может возникнуть такой очаг конфликта, который может стать неуправляемым. США приняли довольно взвешенное решение, и Барак Обама в данный момент выделяется на политической арене как принимающий разумные решения, исходя из «реал-политик».
 
– Как Вы оцениваете происходящие на Украине антипутинские протесты? На Ваш взгляд, каким путем пойдет в конечном итоге Украина?
– Думаю, что западное течение создало довольно странную ситуацию, сформировав иллюзию, что если мы вовлекаемся в программу ассоциации с ЕС, то вступаем в цивилизованный мир. Я хочу напомнить, что Турция уже более десяти лет включена в программу ассоциации Евросоюза, но Турцию даже не собираются принимать в состав ЕС. То есть, я хочу, чтобы мы оценивали процессы трезво, а не эмоционально.
 
В конце концов, мы хотим создать государство, – отложим внутренние проблемы Армении, Украины и РФ, само собой понятно, это отдельная и очень серьезная проблема, – но если мы думаем, что сможем решить наши внутренние вопросы, если выберем тот или иной вектор, то это огромная ошибка и иллюзия. Если это исходная точка, то нужен совершенно иной подход, иной анализ. Если один просто говорит – хорош этот, другой говорит – хорош тот, это дилетантский подход, который, к сожалению, охватил и нас, и украинцев, и молдаван, частично и грузин.
 
Почему ЕС не соглашается вести трехсторонние переговоры – ЕС-Украина-РФ? В чем смысл включения этих стран в программу ассоциации, каким будет результат? Оставим разговоры, что они проводят реформы или указывают направление: в Армении реформы проводятся 22 года, и что мы получили? Имеем ли мы более лучшую судебно-правовую систему, развитую экономику, наилучшую систему управления?.. Не имеем. На что мы соблазняемся? Есть множество вопросов.
 
Что касается Украины, то премьер-министр этой страны был вынужден признать, что, кстати, на днях сделала и Сербия, что рассматривая поставленные требования, понятно, что нас ожидает. Янукович тоже заявил, что в итоге давления могу закрыться предприятия и т.д. То есть, ты еще не готов сделать другой шаг. Если какая-то страна настолько самодостаточна, что в состоянии решать, как ей поступить, это другой вопрос. Здесь место не эмоциям, а простому расчету. Украина отложит подписание Соглашения об ассоциации и, может быть, по ходу увидит, что выгодней в данный момент быть в ТС.
 
Но забудем об Украине, пусть они решают свои вопросы, а мы – свои. Скажем народу, что сегодня не время строить баррикады и становиться по разные стороны. Давайте сядем, поговорим и поймем, чего требуют интересы нашей страны, и дальше будем выполнять это. Я как-то сказал своим оппонентам, что власти Армении в годы своего правления довольно последовательно, основную часть экономики – 70-80 процентов, передали в управление РФ. Были проведены соответствующие работы, инвестиции. Вся оборонная система Армении базируется на факторе РФ и ОДКБ, и теперь вы говорите: «Давай, до свидания». А оттуда говорят – ребята, а счет кто будет закрывать? Может, я слишком упрощаю, но в действительности это так. Когда вы совершали те шаги, то не задумывались, что будете работать по «кидаловскому» варианту? Именно из-за этой политики мы не можем решить внутренние вопросы.
 
– Ожидаемый визит президента РФ вызвал в нашей стране большой ажиотаж, звучат призывы к проведению антипутинских акций. Как Вы относитесь ко всему этому, и вообще, какие политические последствия для Армении  может иметь этот визит?
– Визит Путина в Армению в данный момент серьезное событие, хотя бы потому, что президент РФ, в отличие от предыдущих лет, стал гораздо более популярным во всем мире как один из передовых политических деятелей, так как его инициативы и предложения осуществились. В большой политике это имеет существенное значение: любишь-не любишь, но считаться обязан. Учитывая, что решение есть, и Армения быстрыми темпами станет членом ТС, в итоге этого визита будут уточнены программы.
 
Думаю, что было бы правильным сконцентрировать внимание на экономическом развитии Армении, так как с оборонной точки зрения сегодня у нас особых проблем нет. Поэтому неслучайно, что с Путиным приезжает большая группа предпринимателей и должен состояться третий экономический форум. Кстати, первые два форума провалились только и только из-за армянской стороны. Армянская сторона не была достаточно последовательной в плане осуществления разработанных на первом форуме программ, которые касались развития сельского хозяйства между областями Армении и российскими губерниями. Правительство Армении обязано также представить программы развития малого и среднего производства по всей Армении.
 
Когда Путин объявляет об укреплении противовоздушной обороны с Арменией и Казахстаном, надо понимать, что речь идет о перспективных программах, для чего также должна быть усилена и государственная система. Сейчас мы должны направить всю политику на предотвращение эмиграции, более того, обеспечение иммиграции. Во всяком случае, я так представляю себе итоги этого визита. А станет Армения придатком, или не станет, зависит от нас. Никто в принудительном порядке этого не сделает.
 
Для меня непонятны призывы к акциям протеста. Если бы приехал, скажем, Обама, как бы его приняли? Какая разница? Что сделали американцы, что вы хотите их любить-уважать, а того человека, который взвалил на себя 70 -80 процентов вашей экономики, уважать не желаете? Если вы не заинтересованы, если вас не купили, не дали какие-то гранты, чтобы вы так поступили… если вы не такие, я буду очень рад сесть и обсудить преимущества двух программ.

Для меня, например, не понятно, что сегодняшняя административная система, которая более четырех лет работала, чтобы всячески вести Армению в направлении Европы, сейчас повернулась на 180 градусов, и пытается всех убедить и утверждать, и самое главное, работать с убеждением, что путь в ТС правильный. Так не бывает. Правильнее будет, если эти люди откажутся от своих постов, если они были искренни в своих убеждениях. Это исходит также и из государственных интересов. Думаю, что если такое решение не бывает добровольным, оно должно быть принудительным, так как в противном случае нас просто не поймут. Недоверие, что очень плохо, останется.
 
Мы также должны иметь профессионалов, которые будут заниматься лоббированием нашей страны, так как всем кажется, что если они хотят улучшить отношения с Арменией, то это уже хорошо. Посольства, к сожалению, сегодня не представляют интересы Армении. Это тоже серьезная проблема.