Некоторые синицы изучают окрестности кормушки, другие подлетают к окну и смотрят на меня, будто спрашивая: когда же наконец будет еда?! Я смотрю на них и мучаюсь угрызениями совести, потому что я совершенно не уверен, что еда будет, или что они получат свои излюбленные угощения.
Недавно я писал, что синицы умеют вынюхивать насекомых и таким образом помогают деревьям, а заодно и людям, которым небезразлична судьба растений. После этой статья я получил массу писем с вопросами, когда и как начинать подкармливать птиц, и помогает ли такая подкормка борьбе с насекомыми, которых мы считаем вредителями. На второй вопрос я отвечу сразу. Там, где птиц подкармливают, их становится больше — в том числе насекомоядных, к которым относятся синицы. Они съедают наши лакомства, а заодно активно прочесывают лесную подстилку (если она еще не покрыта снегом) и ближайшие деревья, съедая зимующих там насекомых и их яйца. Конечно, лучше всего птицы очищают окрестности кормушки: чем дальше от нее, тем большему количеству насекомых удается выжить.
С вопросами, касающимися подкормки, возникает, к сожалению, серьезная проблема. В свете результатов научных исследований, которые были опубликованы в этом году в журнале Nature, получается, что птиц лучше не подкармливать. Знаю-знаю, у многих из вас сейчас зашевелились на голове волосы: Как это?! Не подкармливать птиц зимой? Тогда, когда им так нужна наша помощь?! Что же, если говорить о помощи, уже давно известно, что птицы не так сильно в ней нуждаются. Все виды птиц, которых мы сейчас подкармливаем, без проблем пережили тысячи лет, когда зимы были гораздо более суровыми, чем сейчас.
Подкормка — явление довольно современное. Оно появилось, когда мы, люди, стали производить больше продуктов питания, чем могли съесть сами. Особенно это касается массового кормления птиц, которое можно наблюдать в наши дни. Мне не удалось найти данных для Польши, но те цифры, которые приводят ученые относительно других стран, показывают, с каким масштабным явлением мы имеем дело. Например, в США в 2002 году в кормушки попало 450 миллионов килограммов зерна, а в одном 2006 году объем американского рынка, связанного с подкормкой птиц, оценивался в 4,5 миллиарда долларов. В Великобритании, где птиц подкармливают в 75% индивидуальных домовладениях, в год на эти цели тратится около 300 миллионов фунтов. По данным ученых, если взять самые популярные виды, посещающие местные кормушки (синицы, зяблики, дрозды, зарянки), то на одну кормушку приходится всего девять птиц. Хорошо это или плохо? Конечно, людям (например, таким, как я), которые благодаря кормушкам могут наблюдать за пернатыми и фотографировать их, это занятие нравится, однако ученые все чаще высказываются о нем скептически. Они уже не первый год говорят о том, что кормушки, где собираются птицы, становятся рассадником заболеваний. Вызываемый простейшим одноклеточным паразитом трихомоноз, который уничтожил множество британских коноплянок и зябликов, стремительно распространился именно из-за сети кормушек.
Вернемся, однако, к исследованиям, о которых писал Nature. Плохих новостей еще больше. Ученые из Эксетерского университета, Британского орнитологического фонда и их итальянский коллега из Турина решили выяснить, какое влияние подкормка птиц оказывает на их размножение. В центре исследования оказалась синица-лазоревка — самый частый гость наших кормушек. Чтобы исследованиям не мешали внешние факторы, в особенности другие люди, для эксперимента были выбраны три популяции синиц, обитающих в лесу. Поскольку (как известно каждому ребенку) синицы обожают жир, ученые предложили птицам именно этот корм. Одна группа получила чистое сало, вторая — с добавкой витамина E, а третья не получила ничего. Птицы, особенно такие мелкие, как синица, не могут откладывать запасы жира. Так что теоретически количество съеденного не должно было влиять на их форму в период гнездования, который начинается через несколько недель после окончания зимних подкормок. Однако в жире прекрасно растворяются разные вещества, в том числе витамины и антиоксиданты, которые надолго остаются в теле.
Когда ученые сравнили результаты наблюдений за три года, их ждал сюрприз. Оказалось, что гораздо более успешно размножались те синицы, которые не получали дополнительного питания: желток в их яйцах был крупнее, а птенцы, покидая гнезда, были более сильными и здоровыми. Показатели синиц, получавших витамин E, были немного лучше, чем у получавших простой жир, но птенцы в обеих этих группах заметно отставали от тех, чьи родители были предоставлены самим себе. Чем это можно объяснить? В результате подкормки нарушается естественный отбор, в результате семьи образуют птицы, которые не пережили бы зиму или были бы настолько слабы, что не решились бы заводить потомство. Подкормка может также нарушать оценку птицами будущей территории гнездования: раз там есть еда, она может показаться им подходящей, но не быть таковой в действительности. А птенцов невозможно прокормить пищей из кормушки, им нужны насекомые. Наконец, подкормка может привести к тому, что пернатые откажутся от естественной пищи или будут потреблять ее меньше. А она более сбалансирована и питательна, чем корм, предлагаемый человеком, — птичий фаст-фуд, употребление которого не может не отразиться на состоянии птиц.