Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономика России растет слабо? Нет, если сравнивать ее с Восточной Европой

© ФотоМарк Адоманис
Марк Адоманис
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если причины стагнации экономики России действительно кроются исключительно в непрозрачности ее политической системы, тогда можно предположить, что остальные государства региона с более прозрачными политическими системами будут демонстрировать существенно более высокие показатели. Но так ли это?

Недавно Андерс Аслунд (Anders Aslund) опубликовал гневную статью, посвященную изношенной и разлагающейся экономике России, недвусмысленно возложив вину за снижение темпов ее роста на некомпетентность, коррумпированность и продажность автократической и оторванной от реальной жизни политической элиты страны. Главная идея его статьи нашла отражение в следующих цитатах из нее:

«В период скачка роста российской экономики, с 1999 по 2008 год, этот рост был обусловлен рыночными реформами 1990-х годов, огромными свободными мощностями, ростом цен на нефть и изобилием человеческого капитала. К 2008 году свободные мощности уже были по большей части использованы, а цены на нефть установились на уровне 100-120 долларов за баррель с небольшими колебаниями. С 2002 года никаких существенных рыночных реформ в стране не проводилось...

Пока президент ведет политику, направленную на задержку роста и поддержку коррупции, экономический рост невозможен».


В 2013 году темпы роста российской экономики, несомненно, снизились, и, согласно новейшим прогнозам, они, скорее всего, составят приблизительно 1,8%. Естественно, экономический рост в 1,8% — это не слишком высокий показатель, особенно если сравнивать его с показателями 2000-х годов.

Однако если причины стагнации экономики России действительно кроются исключительно в непрозрачности ее политической системы, тогда можно предположить, что остальные государства региона с более прозрачными политическими системами будут демонстрировать существенно более высокие показатели. Но так ли это?

Читайте также: Путин делает ставку на чистки в Газпроме

В действительности, если вы сравните новые данные по России с данными по другим посткоммунистическим государствам Восточной Европы, первые вряд ли покажутся вам чем-то из ряда вон выходящим.

Могла ли экономика России расти быстрее, если бы в стране была более прозрачная политическая система? Возможно. Однако мне кажется странным то, что единственной причиной неожиданно слабых экономических показателей России называют ненасытность Кремля, потому что множество других стран в регионе, стран со значительно более демократическими правительствами и значительно более глубокими реформами, переживали периоды гораздо более резкого снижения темпов развития. В частности, в 2012 году темпы роста экономики Польши были ниже, чем у России, а в 2013 году, по некоторым прогнозам, они снизятся еще больше. Ни один человек в здравом уме не станет утверждать, что слабые показатели Польши в сравнении с Россией объясняются исключительно коррумпированностью и некомпетентностью ее политической элиты.

Я не знаю, что именно является причиной стагнации Восточной Европы. Подозреваю, что это имеет некоторое отношение к общей слабости Евросоюза и навязыванию Европейским центробанком политики жесткой экономии, однако другие эксперты в качестве причин называют постепенное уменьшение размеров рабочей силы в регионе, а также хроническую неразвитость его финансовой системы. Однако, если вы посмотрите на ситуацию в целом, вы ясно увидите, что снижение темпов роста характерно не только для России, но и для всего региона.

Поэтому, да, продолжайте жаловаться на неуверенность Кремля и, да, требуйте от него проведения реформ. С точки зрения долгосрочных перспектив, Россия остро нуждается в проведении масштабных структурных реформ. Но если вы ищите объяснение внезапному замедлению роста в 2013 году, вам стоит обратить внимание не только на Москву. Помните о том, что Россия — не исключение, когда речь заходит о краткосрочных показателях ее экономики: сегодня весь посткоммунистический регион резко отклонился от траектории начала 2000-х годов.