Может показаться, что на Украине назревает очередная оранжевая революция. Возможно, это лишь видимость: на улицы вышли самые активные молодые граждане страны, а не большинство народонаселения. Полякам следует симпатизировать украинцам, но при этом не терять в оценке ситуации, как репортеры новостей на канале TVN, связи с реальностью.
В польском руководстве между тем царит какофония. Премьер Дональд Туск (Donald Tusk) благодарит Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński) за то, что тот поехал в Киев. А глава МИД Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) подшучивает над тем же самым Качиньским в Twitter, говоря, что требовать от ЕС увеличения помощи Украине, означает поддерживать «коррумпированную украинскую экономику».
Неважно, сколько в этом правды, главное, что министр иностранных дел — не публицист. Зависимость от «щебетания» в интернете — это серьезный порок. Пренебрежительные высказывания о стране, расположение которой мы хотим завоевать, противоречит элементарным дипломатическим правилам. Впрочем, о любой стране: такие слова — не дело политиков из правительства, а уж тем более главы МИД. Перед нами разворачивается очередной спектакль: политические разногласия ослепляют и заставляют нарушать правила.
Одновременно можно сказать, что у министра случайно вырвалось искреннее замечание. Еще пару лет назад политики «Гражданской Платформы» (PO) были настроены к связям с Украиной скептически, в чем они сходились с лидерами ведущих стран Европейского Союза, в первую очередь с Германией. В последнее время это отношение стало немного меняться, но, как видно, изменилось не до конца.
В их аргументах, что это государство еще не дозрело до европейских правил, был и есть здравый смысл: лучшим доказательством этого может служить история политического ареста Юлии Тимошенко. Но если мы ведем некую политику, следует придерживаться ее курса, тем более что, как мы видим, сама проблема сближения с ЕС подстегивает украинское общество к работе над собой. А контекст освобождения Украины из сферы российского доминирования остается актуальным вне зависимости от того, что мы думаем о Евросоюзе в качестве политического и бюрократического проекта, который погряз в кризисе.
Читайте также: Надменный Евросоюз хотел унизить Украину
Качиньский тоже не был полностью последовательным. Во время ЧЕ-2012 он призывал к бойкоту состязаний из-за заключения Тимошенко. Он был прав, подразумевая, что подобные практики могут распространиться на другие, более цивилизованные страны, включая Польшу. Но это был голос в пользу изоляции Януковича.
Сейчас от ЕС требуют взяться за амбициозный план и любой ценой вернуть себе Украину. Но в чем этот план должен заключаться? В том, чтобы закрыть глаза на пребывание Тимошенко в тюремной больнице? В игнорировании вездесущей коррупции и отсутствия прозрачных правил, например, для иностранных инвесторов? Ответов на все эти вопросы мы не узнаем.
Качиньский тоже непоследователен, он меняет свое мнение и использует внешнеполитическую тематику для внутренних игр. Однако в сегодняшней ситуации интересы Польши требуют того, чтобы кричать во весь голос: Украину в Европу! Поэтому поездка Качиньского заслуживает поддержки. Это вроде бы понял премьер Туск, неужели этого не понимает Сикорский?
Украину следует привлекать в ЕС не только из-за антироссийского контекста (осознавая, почему не все в Брюсселе разделяют этот подход). На другой контекст натолкнул меня Рышард Чарнецкий (Ryszard Czarnecki) (депутат Европарламента, член партии «Право и Справедливость» (PiS), — прим.пер.), когда я брал у него интервью на тему Евросоюза.
Большой ЕС, включающий в себя страны, которые не полностью соответствуют его требованиям, — это не жесткая организация или супергосударство, а, скорее, союз стран принявших некие общие принципы политики (свободный рынок, энергетика). Западные федералисты (опять в первую очередь Германия) это понимают. И поэтому они не стремятся приглашать такие страны как Украина, даже если говорят на словах другое. Они предпочитают иметь более компактный, а одновременно управляемый блок.
Поскольку я принадлежу к сторонникам свободного Союза и не верю в концепцию европейского супергосударства, считая ее утопичной и вредной для польской идентичности и польских интересов, я сейчас (ментально) — с Качиньским в Киеве. Хотя я помню, что под руководством Януковича Киев, который подчинили себе олигархи, вызывал у Европы массу обоснованных претензий.
Но, может быть, нынешняя кампания и новый Майдан — помогут избавиться от Януковича и повысить политические стандарты в этой стране? Я слишком оптимистичен? Я сам запутался в противоречиях и цепляюсь к мелочам, но какую-то линию действий выбрать все же придется.