Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зимние сумерки способны влиять на душевное состояние людей. Когда дни становятся короче, а темное время суток длиннее, многие начинают страдать от зимней депрессии. В этом случае помогает прежде всего свет. А впавшие в депрессию могут рассчитывать сразу на несколько вариантов терапии.

Даже психиатры не являются неуязвимыми – зимние сумерки способны влиять и на душевное состояние специалиста, хорошо разбирающегося в душах других людей. «Хотя у меня и не было сильно выраженной зимней депрессии, на меня действовало то, что можно назвать зимней хандрой», — рассказывает венский психиатр и психотерапевт Марта К.

Различие между зимней депрессией и хандрой состоит в характере симптомов – депрессия сильнее, тогда как хандра представляет собой ее облегченный вариант. Для них обеих характерно сезонное ограничение, и, кроме того, они имеют одну причину – недостаток света. Из-за становящихся все короче дней и увеличивающегося темного времени суток возрастает уровень «гормона сна» мелатонина (Melatonin), тогда как производство «гормонов счастья» серотонина (Serotonina) и дофамина (Dopamin) сокращается, а также уменьшается количество норадреналина (Noradrenalin). «Более чувствительные люди реагируют на это развитием осенне-зимней депрессии», — отмечает Зигфрид Каспер (Siegfried Kasper), член правления Университетской психиатрической и психотерапевтической клиники Венского Медицинского университета. – У всех она протекает по-разному, некоторые страдают исключительно сильно, тогда как у других отмечаются лишь незначительные перемены настроения».

Повышенная сонливость


Примерно у 3,5% австрийцев генетически обусловленная чувствительность к недостатку света в осенние и зимние месяцы становится причиной депрессии, и чаще всего от нее страдают люди в возрасте от 20 до 40 лет. Так называемая сезонно обусловленная депрессия лишь частично напоминает настоящую депрессию. Люди, испытывающие сезонно обусловленную депрессию, чувствуют себя подавленными, у них меланхоличное настроение, однако «они не страдают от бесконечной тоски, у них не возникают сильные страхи, и очень редко им в голову приходят мысли о самоубийстве», — подчеркивает Каспер. Зато у них отмечается повышенная сонливость, и к этому еще можно добавить вялость, отсутствие энергии, бездеятельность и нередко отсутствие сексуального влечения.

Вместе с тем, у многих людей, подверженных подобного рода депрессии, возникает огромное желание съесть что-то сладкое или содержащее углеводы. Однако причина этого связана не только с аппетитом — страдающие от зимней депрессии таким образом получают энергетическую подпитку. Соединение бездействия и повышенного потребления шоколада, конечно же, не остается без последствий, и часто зимняя депрессия становится причиной увеличения веса.

Читайте также: Несколько слов о депрессии

Помогает свет


Около 14% австрийцев считают, что зимняя хандра омрачает их жизнь. Люди, испытывающие зимнюю хандру, не считают себя больными — у них просто плохое настроение. Одним из средств борьбы с подобным состоянием является терапия с помощью света разных цветов. «Это помогает не только в борьбе с зимней депрессией, но и укрепляет иммунную систему и способность восприятия, а также наделяет энергией, ощущением счастья и уравновешенности», — подчеркивает работающий в Вене специалист по терапии с использованием цветного света Габриэлле Буреш-Тайхман (Gabrielle Buresch-Teichmann). В своей практике она применяет световую терапию, разработанную американским окулистом Джекобом Либерманом (Jacob Libermann), а также «Монохромный цветовой купол» (Monocrom Color Dome)  Карла Рюберга (Karl Ryberg).

«Свет и цвет воздействуют на 80% активности головного мозга, а также на целый ряд биологических функций. – объясняет  Буреш-Тайхман.

«Почти сенсационных успехов» в борьбе с зимней, а также с обычной депрессией добился Кристиан Плауэ (Crhistian Plaue), врач общей практики, уделяющий внимание и другим направлениям. В своем кабинете в Вене он предлагает особую световую терапию с использованием программы Relux. «Дело в том, что количество красного, зеленого, синего и желтого цветов, воздействию которого пациенты с помощью специального прибора подвергаются в течение примерно часового сеанса, определяется в зависимости от человека. Индивидуальная цветовая смесь рассчитывается с учетом особенностей тела и личности, и делается это с помощью специальной диагностической программы», — рассказывает доктор Плауэ.

Для всех трех вариантов терапии цветового света общим является то, что они способствуют образованию энергии в клетках человеческого организма, а также улучшают душевное состояние и регуляторные механизмы. Научный работник Каспер еще более высокого мнения относительно изученной на университетском уровне световой терапии, о которой он вместе с еще одним специалистом Норманном Розенталем (Norman E. Rosenthal) написал книгу. Данная форма терапии прошла научную проверку и получила распространение – лампы со степенью освещенности от 2500 до 10000 люкс приносят свет в сумерки зимних дней. «В первую очередь наш мозг нуждается в свете, — подчеркивает Каспер. – Пациенты проводят ежедневно от получаса до двух часов под воздействием терапевтических ламп, и примерно у 90% из них проходит зимняя депрессия».

Надо выходить на улицу


В определенной мере помогает также естественный свет. Прогулка даже в пасмурный зимний день приносит от 1000 до 2000 люкс, тогда как в офисе или дома человек получает только от 300 до 500 люкс. Кстати, терапевтические лампы в осенне-зимний период можно бесплатно взять напрокат на неделю в специальном амбулаторном отделении Центральной городской больницы Вены (AKH Wien). В тяжелых случаях, вероятно, нужно будет прибегнуть к помощи психотерапевта или антидепрессантов, а при депрессии средней степени может помочь настой зверобоя. Ну а при легких вариантах зимней хандры достаточно будет, наверное, просто окружить себя предметами, окрашенными в яркие — оранжевый или красный — цвета.