Наши смартфоны становятся все умнее. Причем до такой степени, что одна разработанная специалистами программа позволит им определить, каким транспортом мы пользуемся для поездок по городу. Создателями инновации стали сотрудники Хельсинского института информационных технологий: опираясь на данные акселерометров и встроенных датчиков смартфонов, они сформировали «транспортный алгоритм», который способен определить, стоит ли пользователь на месте или движется в автобусе, трамвае или поезде.
Акселерометр смартфона реагирует на движение. В зависимости от природы этих движений смартфон может определить, лежит ли он на сиденье машины или в кармане. Если он останавливается, но движется в заданном направлении, то смартфон понимает, что находится в автомобиле, и дает рекомендации по вождению. И наоборот, если перемещение осуществляется небольшими толчками, то аппарат приходит к выводу, что его владелец идет пешком, и указывает адаптированную для пешеходов информацию.
Прогресс в градоустройстве
Этот принцип лег в основу разработки финских специалистов. Для этого они проанализировали частоту и продолжительность остановок и движения у каждого вида транспорта. Далее они воссоздали модели с учетом местонахождения телефона (в руке, в сумке, на сиденье и т.д.), чтобы понять, в чем могут заключаться отличия. В результате с помощью этого алгоритма и данных GPS навигации, ученые могут с точностью отслеживать перемещение человека в городской среде.
Читайте также: Как технологии и интернет развивают наш разум
В долгосрочной перспективе алгоритм можно использовать для развития новых транспортных линий. Кроме того, по мнению специалистов, потенциальная польза от их изобретения этим не ограничивается. «Отслеживание перемещений людей расширить возможности по наблюдению за поведением людей в транспорте. Это позволит улучшить городское планирование и более эффективно бороться с распространением заболеваний и другими потенциальными опасностями, а также предоставить экстренным службам информацию о кратчайшем пути следования для помощи пострадавшим», — объясняют они. Страховые компании могут воспользоваться этой системой, чтобы с точностью установить поведение за рулем их клиентов, которые бы хотели получить скидку. Полиции же было бы куда проще восстановить картину происшествий.
Сбор данных — будущее города?
Специалисты уже не первый раз пытаются воспользоваться возможностями смартфонов, чтобы улучшить процесс градоустройства на самых разных уровнях. Так, например, бостонский муниципалитет использует данные с акселерометров смартфонов местных жителей для оценки интенсивности вибрации в том случае, когда колеса их машин попадают в выбоину. Централизованный анализ собранной информации позволяет городским службам оперативно ремонтировать пострадавшие отрезки дорожного покрытия и тем самым сократить расходы. Приложение было выпущено в 2011 году, и сейчас им пользуются более 30 000 человек.
В Женеве совместно с оператором Swisscom проводится опыт по использованию данных о подключении абонентов сотовой связи. Они нужны для определения числа людей в различные периоды дня в разных районах и должны помочь местным властям скорректировать политику обустройства городской среды, что касается в частности размещения торговых центров и размера коммунальных платежей.
Франция отстает в модернизации городской среды
Как бы то ни было, модернизация городов — это не только строительство инфраструктуры. К этому процессу относится также и развитие новой формы городской администрации. «Такие города как Ренн, Кан, Пуатье и Париж занимают прогрессивные позиции в этом вопросе, — объясняет один из авторов отчета "Умные города" Летиция Штраух (Laëtitia Strauch). — Лион, Бордо, Страсбург и Тулуза в свою очередь многого добились в сфере инновационных приложений». Как бы то ни было, мы все равно заметно отстаем в этом плане от англосаксонских городов.
Причиной такого отставания наших городов стала «нехватка полномочий у муниципальных властей»: у них не всегда достаточно политических и финансовых ресурсов для реализации подобных проектов улучшения городской среды и развития инфраструктуры. По словам Летиции Штраух, «концепция умного города требует выбора. Для модернизации городской среды нужно сокращение расходов на работу муниципалитета и разработка бизнес моделей с опорой на партнерство государства и частного сектора, которые не похожи на все, что существовало до настоящего времени».