Ленин был прав. В 1922 году лидер большевиков заявил: «Потерять Украину — потерять голову!» Кремль не мог смириться с мыслью, что в конце ноября Киев подпишет историческое соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, и пустил в ход все средства. Москва пригрозила торговыми санкциями для Украины, четверть всего экспорта которой идет в Россию. Газпром же очень вовремя напомнил ей о неоплаченных счетах за газ и намекнул на возможные отключения зимой в случае неуплаты.
Владимир Путин обращался с президентом Украины Виктором Януковичем как с вассалом, заставил его прождать четыре часа, а затем отчитывал его во время долгой встречи, содержание которой так и осталось в тайне. Стоит отметить также анекдотический, но по-своему значимый случай: Россия намекнула на опасность распространения гомосексуализма на Украине в случае ее сближения с Европейским Союзом. Близкий к Кремлю украинский олигарх даже профинансировал целую рекламную кампанию, в которой объяснялось, что вступление в ЕС означало бы признание однополых браков. Киев не смог устоять под таким напором.
Сближение с ЕС обойдется недешево
В Москве Украину называют «Малороссией» и считают Киевскую Русь X-XIII веков исторической колыбелью русской нации. Для Кремля Украина — нечто большее, чем традиционные угодья или «ближнее зарубежье», как окрестили там другие республики и регионы российской, а затем и советской империи. После распада СССР в 1991 году Россия даже попыталась создать с Украиной и Белоруссией свой «славянский союз». Как бы то ни было, хотя Киев никогда не пытался сжечь мосты с Москвой, он до настоящего времени не шел у нее на поводу и в частности отказался войти в Организацию договора коллективной безопасности, которую в Кремле задумали как новый антизападный военный альянс. Однако равновесие оказалось весьма неустойчивым.
Виктор Янукович, безусловно, догадывался, что отказ подписать соглашение об ассоциации с ЕС вызовет бурное недовольство среди самых прозападных слоев населения: жителей Западной Украины и представителей среднего и высшего класса в крупных городах страны. Тем не менее, прибыль от торгового соглашения с Евросоюзом казалась далекой и вовсе не гарантированной, потому что принятие европейских норм обошлось бы недешево, тогда как российские санкции немедленно самым жестким образом дали бы знать о себе и привели бы к закрытию заводов, увольнениям и перебоями с отоплением. Самый ощутимый ущерб понес бы горнодобывающий и промышленный восток, где проживает большинство русскоязычного населения страны.
Янукович и шаткое равновесие между востоком и западом
Вотчина Януковича находится на востоке Украины. А президентские выборы состоятся уже в 2015 году. Но хотя Янукович и уступил давлению Кремля, это вовсе не означает, что он сложил оружие. Москва хотела бы, чтобы Киев вступил в ее Таможенный союз, но Янукович ответил отказом, оставив в силе возможность для подписания соглашения с ЕС в будущем. Кроме того, Кремль хотел бы сделать Украину частью своего грандиозного проекта Евразийского Союза, однако украинский лидер вместо согласия опять торгуется и набивает себе цену. Он дал понять европейским лидерам, что тем придется оплатить сближение Украины с ЕС.
Дело в том, что пришедшую к власти в Киеве олигархическую элиту не особенно волнуют европейские, российские и даже украинские интересы. Для них главное — деньги и личная власть. Какая бы свистопляска не творилась в геополитике, они никогда не теряют головы.