Киев, Украина — Когда милиция в субботу утром пошла на приступ площади Независимости, распыляя слезоточивый газ, бросая шумовые гранаты и размахивая дубинками, десятки молодых демонстрантов в страхе рассыпались по улицам. Было четыре часа тридцать минут утра, стоял холод, а небо еще не посветлело. Когда они разобрались, где находятся, их поманила к себе наполовину освещенная колокольня Свято-Михайловского Златоверхого монастыря.
Внутри демонстранты нашли нечто большее, чем просто тепло и безопасность. Они оказались в бастионе Украинской православной церкви Киевского патриархата. У этой церкви издавна напряженные отношения с Москвой, а поэтому она активно поддержала начавшееся восстание и приветствовала беглецов не только из гуманных соображений. Эта церковь всеми силами поддерживает евроинтеграцию Украины, поскольку это позволит стране вырваться из жестких объятий России. И она присоединилась к призывам об отставке украинского правительства.
Начиная с крещения княгини Ольги, которая правила Киевской Русью в 10-м веке, и вплоть до революции 1917 года православная церковь в целом преуспевала, работая в тесном взаимодействии с политической властью. Ее попытки противостоять властям обычно плохо заканчивались. Так, митрополит Московский Филипп II, выступивший в 1568 году против массовых убийств и отказавшийся благословить Ивана Грозного, был закован в кандалы, посажен за решетку, а потом задушен.
Но в последние дни киевский патриархат, управляющий Свято-Михайловским Златоверхим монастырем, стал влиятельным союзником тысяч протестующих, которые требуют отставки президента Виктора Януковича и заключения далеко идущих политических и торговых соглашений с Евросоюзом, подписывать которые он отказался. Некоторые священники даже проводят молебны на занятой демонстрантами площади Независимости.
«Наша церковь вместе с народом, — сказал в интервью 84-летний руководитель Киевского патриархата патриарх Филарет. — Она поддерживает вступление Украины в Евросоюз. Мы молимся Господу, чтобы он помог нам вступить в Европейский Союз ради сохранения нашей государственности, сохранения мира и улучшения жизни людей».
В среду демонстранты, осадившие в неспокойной украинской столице государственные здания, расширили масштабы протестов, заблокировав центральный банк. Они установили на тротуаре напротив него палатки и разожгли костры.
Лидеры протестов пообещали взять в осаду и другие правительственные здания после того, как украинский парламент во вторник отклонил требование об отставке премьер-министра Николая Азарова и его правительства. Но к утру среды заблокировать здание президентской администрации не удалось.
Читайте также: На Украине зарождается гражданское общество
Хотя обстановка остается переменчивой, демонстранты могут рассчитывать на поддержку церкви и Филарета, чья оппозиция власти создает резкий контраст по сравнению с патриархом Русской православной церкви Кириллом I, ставшим близким и важным союзником президента Владимира Путина.
В то время как Россия в последние месяцы пыталась убедить Украину и другие бывшие советские республики отказаться от соглашений с Европой, Кирилл оказал личную духовную поддержку таким усилиям. Так, он совершил персональный визит в Молдавию, где осудил Европу и Запад как места, где «нравственность просто исчезает».
У Филарета гораздо меньше власти и влияния, чем у Кирилла. Киевский патриархат это одна из трех управляющих ветвей Украинской православной церкви наряду с Московским патриархатом, который возглавляет подчиняющийся Кириллу митрополит Владимир, и небольшой Украинской автокефальной православной церковью.
На Украине есть и другие церкви, скажем, Украинская грекокатолическая церковь, занимающая господствующее положение на западе страны. Эксперты говорят, что из-за такого плюрализма религиозные лидеры проявляют меньше желания вторить взглядам властей.
«Украина это самый плюралистический религиозный рынок в Восточной Европе, — заявил президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор Еленский. — Поскольку ни одна из церквей не объединяет под своим началом более четверти населения, существует баланс сил».
«В России, — добавил он, — есть главная церковь, которая сотрудничает с властями, а на Украине церковь больше зависит от народа».
Многие религиозные лидеры на Украине, в том числе, Владимир, выступили с заявлениями, осудив насилие и призвав к мирному урегулированию. Верховный архиепископ и предстоятель Украинской грекокатолической церкви Святослав Шевчук призвал власти «не допустить пролития ни единой капли крови», а бывший глава этой церкви Любомир Гузар выступил в воскресенье на крупном митинге протеста.
Однако Киевский патриархат пошел намного дальше заявлений, оказывая прямую и активную поддержку восстанию. Организаторы протестов считают важным переломным моментом то, что монастырь укрыл в своих стенах десятки избитых демонстрантов.
Также по теме: Бурлящий Киев
«Не знаю, кто решил идти в Свято-Михайловский, но это было правильное решение, отчасти из-за того, что оно основано на общем понятии убежища, — сказал один западный дипломат, наблюдающий за происходящими в Киеве событиями и в соответствии с дипломатическим протоколом согласившийся говорить на условии соблюдения анонимности. — Монахи закрыли ворота, и это дало людям время для восстановления сил».
19-летняя студентка Киевского политехнического института Юлия Онищенко, оказавшаяся среди тех, кто бежал от милиции, говорит, что настоятели монастыря защитили демонстрантов, когда милиция пустилась в погоню. «Они закрыли все ворота, а там много ворот, — сказала Онищенко. — Мы очень благодарны».
Церковные настоятели раздали им чай и одеяла, а многие спали на коврах на полу главного собора, в то время как монах всю ночь читал молитвы. Укрывшиеся в монастыре говорят, что это было почти мистическое ощущение. Они вспомнили события 800-летней давности, когда люди укрывались от монголо-татар в древнем Свято-Михайловском монастыре, который уже давно разрушен.
«Это очень символично», — сказал 27-летний актер Юрий Игнатенко, живущий в городе Житомире, что в 130 километрах к западу от Киева. Он провел в церкви несколько ночей, и глаза у него заблестели, когда он начал вспоминать всенощную молитву. Говоря об украинской милиции, Игнатенко сказал: «„Беркут“ был как монголы, которые гнали людей до монастыря».
«Очень важно, что церковь поддерживает людей безо всяких мотивов, а искренне, — заявил он. — Мы это чувствуем».
В субботу днем на площади перед монастырем собралось более 10 000 протестующих. Добровольцы принесли еду и одежду, а также начали сбор средств, бросая деньги в пластиковые пакеты, выставленные организаторами. А в воскресенье сотни тысяч человек вышли на огромный марш и митинг, в ходе которого взяли под свой контроль площадь Независимости и ряд правительственных зданий.
«Церковь всегда с народом», — сказала 28-летний психолог Юлия Солнцова, которая провела ночь вторника в монастыре.
Давая во вторник интервью в своем кабинете в центре города, который находится неподалеку от площади Независимости, Филарет сказал, что у протестующих, как и у всех людей на Украине, есть основания считать себя обманутыми Януковичем.
Читайте также: Невидимые украинские фашисты
Президент, заявил он, больше года обещал, что подпишет соглашения, однако в прошлом месяце пошел на попятную, оказавшись под мощным давлением со стороны Кремля. «А люди по-настоящему верили президенту, верили правительству», — добавил он.
Филарет отметил, что признает те проблемы, с которыми организованная религия сталкивается в Европе, однако надежда на свободу и независимость для Украины намного важнее. «У нас нет иллюзий по поводу Европы, — сказал он. — У Европы есть свои недостатки. Но это не значит, что она перестала быть христианской».
Нет у него и иллюзий относительно стремления России сохранить свой контроль над Украиной, заявил Филарет, добавив при этом, что перетягивание каната между Европой и Россией создает опасность новой холодной войны.
«Если Украина вступит в Евросоюз, сказал он, — в мире возникнет крупная демократическая сила, означающая Европу и Соединенные Штаты Америки. Это мощная демократическая сила, основанная на свободе, технологическом прогрессе и мире. И эта сила сможет влиять на весь мир».
Многие здесь расценивают российские усилия по срыву соглашений с Европой как попытку сохранить Украину на московской орбите, а также помешать совершенствованию государственной службы, власти закона и общему улучшению качества жизни.
У украинцев постарше недобрые воспоминания о советских временах, как и у местной православной церкви.
Так, в 1930-е годы советская власть снесла Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, впервые построенный в 12-м веке, а затем несколько раз разрушенный и восстановленный. В 1990-е годы его снова восстановили по одному из самых первых образцов.
По словам Филарета, он считает, что Россия стремится сохранить рычаги геополитического давления. «Без Украины Россия не будет обладать таким большим влиянием», — сказал он.
Патриарх также дал совет — пожалуй, несколько несбыточный. «Мое личное мнение о том, как нам следует выйти из этой ситуации. Первое: вступление Украины в Европейский Союз. Второе: отставка правительства. Если эти условия будут выполнены, люди будут счастливы».
Статья подготовлена при участии Оксаны Лячинской.