Ни одна газета не успевает за Украиной. События в Киеве и в стране чередуются с такой скоростью, что даже лучшие новостные сайты отстают, как старые часы. Новостного потока больше нет. Есть долина новостных гейзеров. Причем их содержимое все горячее и горячее.
В момент, когда я пишу эти строки (вторник вечер), многотысячная группа протестантов пытается заблокировать здание Администрации президента. В субботу здесь уже шли настоящие уличные бои. Летели камни и палки, взрывались гранаты со слезоточивым газом, шла в атаку тяжелая строительная техника. Но ситуацию спасло то, что циничные командиры спецназа выстроили перед атакующими несколько шеренг солдатиков внутренних войск. Призывников, первогодок.
Давить бульдозером «простых хлопчиков» в форме (на видео можно заметить, как некоторые из них просто плачут во время наступления толпы) не решились даже фанатично настроенные молодые люди, затеявшие этот ненужный штурм. И когда они подуспокоились, из-за солдатских спин вылетел сытый и отдохнувший спецназ «Беркут», избивая и круша все на своем пути. Больше всех досталось журналистам, они ведь стояли в первых рядах. Но хватило и остальным протестующим, виноватым и случайным. Попутно было разгромлено соседнее с администрацией здание Союза писателей Украины. То ли там скрывались митингующие, то ли каких-то «пысьменникив» спецназ принял за экстремалов, но с писательским домом «Беркут» обошелся беспощадно. Как и со всеми там находившимися людьми.
Вот один из многих ужасных примеров. Его приводит информсайт Цензор.net:
«Валерий Гарагунц – журналист из Днепропетровска. Его друг Андрей говорит, что Валерий – пацифист и не принимал участия в стычках. Они приехали в Киев после разгона Майдана, поэтому 1 декабря Валерий взял с собой аптечку. Кроме этого, у него был фотоаппарат и все – никаких ножей и газовых баллончиков. Они пошли на Банкову, когда начался разгон протестующих, Валерий, отошедший в сторону, чтобы поговорить с сыном, вернулся, чтобы оказать побитым первую медицинскую помощь. Его тоже повалили и начали избивать – били по спине кийком и целенаправленно – в пах. У него многочисленные гематомы и черепно-мозговая травма. Он говорит, что избитые люди после зачистки Банковой лежали на асфальте 3 часа. Некоторые были без сознания. «Беркутовцы» фотографировались, ставя ноги на головы тех, кто был без сознания».
Вот другой, не менее мрачный:
«Николай Лазаровский. Архитектор, последний раз был на связи с женой Яной в воскресенье, 1 декабря, когда в 22:00 позвонил и сообщил, что находится в больнице скорой помощи. Потом связь с ним пропала, последний раз его видели на Банковой. „Беркут» бил его ногами, у него разбита голова и сломан нос. В политических организациях не состоит».
Не берусь предсказать, повторится ли штурм администрации вечером вторника. Читатели об этом узнают раньше, чем газета придет к ним по почте. Но то, что политически раскаленная Украина во вторник перешагнула точку кипения – видно невооруженным глазом.
Все дело в том, что оппозиции не удалось отправить правительство в отставку. Как всегда в новой украинской истории (и нередко в современной российской), ситуацию спасли театральные враги власти – коммунисты. Пообещав поддержать требования оппозиции в парламенте, они буквально в последний момент отказались голосовать.
В итоге Верховная рада Украины отказалась выразить вотум недоверия правительству Николая Азарова. Проект постановления об отставке действующего кабинета министров поддержали 186 из 450 депутатов украинского парламента, тогда как для его принятия было необходимо 226 голосов. Выступив перед парламентом, господин Азаров извинился за силовой разгон «Евромайдана».
Здесь стоит вспомнить: в понедельник вечером премьер-министр Азаров, беседуя с послами Польши и США, признал, что власть больше не контролирует ситуацию в стране. «Ситуация стала неуправляемой», – пожаловался Азаров.
Он же сообщил, что виновный в избиениях молодежи спецназом найден и наказан. Это начальник Главного управления МВД Украины в Киеве Валерий Коряк. Он уже отставлен.
В то же время генерал-лейтенант милиции и депутат Геннадий Москаль, бывший руководитель МВД, заявил:
«Приказ об откомандировании „Беркута» в Киев дало МВД. То, что начальник Киевского главка милиции Коряк берет ответственность за разгон митинга на себя, просто неудачная попытка прикрыть начальство – он, согласно нормативно-правовым актам МВД, может руководить только киевским, а не прикомандированным из других регионов „Беркутом». Эти подразделения ему не подчиняются. Такое право имеет только министр МВД…»
МВД же и вовсе опровергло слова главы правительства. Милицейский командир не уволен, а лишь отстранен на время от должности.
Ближайшая союзница и соратница Виктора Януковича, депутат парламента Инна Богословская, которая еще в субботу покинула провластный лагерь в знак возмущения жестоким разгоном Майдана, уверена, что приказ исходил лично от президента.
– Как вы думаете, – спросил у нее сегодня вечером популярный киевский журналист Мустафа Найем, – Янукович знал, что будет силовой разгон?
– Уверена. Без него бы никто на это не пошел. Другое дело, что он мог, например, сказать: «Ну, смотрите по ситуации». И резвые ребята могли этим воспользоваться. Сейчас вообще складывается впечатление, что Януковичем начали управлять кукловоды. У него очень нестабильное состояние… Это производит впечатление шизофрении, раздвоения сознания, – откровенно рассказала соратница президента. – Наша задача – дать ему сигнал, что если он сейчас не соберется в правильную сторону, его порвет не только изнутри, но и извне. Он должен это понять. У него чувство ответственности перед близкими колоссальное. Он должен понять, что если он сейчас пойдет дальше по той дороге, по которой он идет, и дети, и внуки, и все его самые близкие люди, которые ему дороги, будут прокляты. И если хотите, я бы очень просила, чтобы в нашем интервью так и было – что я умоляю Януковича понять, что если он сейчас не остановит эту всю махину насилия и не подпишет или не повернется в сторону Евросоюза, то и он, и все его близкие будут прокляты. Он сам станет портным похоронных костюмов для всех тех, кто для него больше всего дорог… – заявила депутат парламента…
Насколько верна такая шокирующая эмоциональная оценка состояния украинского президента, мы поймем, скорее всего, в ближайшие дни и часы.
Реалистичность же прогнозов депутата подтвердило сообщение о том, что в понедельник Виктор Янукович позвонил главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу с просьбой возобновить переговоры по ассоциации с ЕС. Об этом официально не сообщают в Украине, но на сайте ЕК появилась запись о звонке Януковича. Известно, что Баррозу исключил возможность новых переговоров по тексту Соглашения, которое уже было парафировано.
«Во время телефонного разговора президент Украины попросил Европейскую комиссию принять делегацию из Украины для обсуждения некоторых аспектов Соглашения об ассоциации…» – сообщает ЕК.
Наверное, эта гонка за ушедшим поездом мало чем поможет президенту Украины, оказавшемуся между не двух, а четырех огней. Огонь гражданского сопротивления грозит ему полной деструкцией власти. В среде его ближайшего окружения – паника и конфликты. Кремль почти безучастно поглядывает на страдания потенциального союзника. И наконец, последняя надежда – Брюссель – в начале недели устами польского лидера отрекся от Януковича окончательно:
«Украина не подписала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом на саммите „Восточного партнерства» в Вильнюсе исключительно из-за позиции главы украинского государства Виктора Януковича, а не из-за недостаточной финансовой поддержки со стороны ЕС», – заявил глава польского правительства Дональд Туск после заседания Совета национальной безопасности Польши, которое было посвящено обсуждению ситуации в Украине…
К вечеру на страничке соцсети «ВКонтакте» того самого отряда «Беркут», что стал злополучной искрой, взорвавшей страну, я обнаружил их девиз: «Если ты слаб, ты мертв. Если ты мертв – ты бесполезен».
Не хочу загадывать, к кому в нынешней кипящей ситуации могут быть обращены эти слова: к президенту и его дрогнувшим, мятущимся сторонникам; к оппозиции, которая все еще разобщена и ущемлена личными амбициями лидеров; к мирному активу Майдана, который колеблется между агрессией и усталостью; к сотням тысяч простых протестантов, требующих отставки команды Виктора Януковича не только в Киеве, но и во многих городах страны и не имеющих возможности проскандировать хотя бы одно имя нового лидера; или, наконец, к той, чье имя стало табу для обеих сторон конфликта – к заключенной Тимошенко, единственному, пожалуй, украинскому политику, способному и объединять, и жертвовать.
В любом случае каждый из них и все они вместе демонстрируют сейчас опасную слабость большого государства. Которое буквально в режиме реального времени, в прямом, так сказать, эфире превращается в стоящий на огне гражданского сопротивления кипящий котел.