Когда «красно-зеленая» коалиция много лет назад добилась легализации проституции в Германии, она, конечно, преследовала благие цели. Но, как это нередко бывает, хорошая идея была плохо реализована. Теперь тысячи мужчин со всего света стремятся в крупные города Федеративной Республики, а немецкие женщины превратились в своеобразный экономический ресурс, не имеющий никакой другой ценности. Государству же приходится бороться против принуждения женщин к проституции и обращаться с представительницами древнейшей профессии как с жертвами, и не как с нарушительницами закона.
«Sex sells», то есть «секс продается», гласит старая мудрость бульварной прессы. Причем продается хорошо. Но, к сожалению, это является также непроизвольным следствием былой «красно-зеленой» политики. В 2002 году социал-демократы и «зеленые» продавили в парламенте легализацию проституции. При этом они преследовали цель вывести женщин, занимающихся ей, из «тени», защитить их от криминальных структур, повысить их социальный статус и спасти от принуждения к занятию проституцией. Идея, как уже говорилось выше, была хорошей, равно как удачным казался окказионализм «сексуальные работницы», пополнивший словарь современного немецкого языка. Но «хорошая идея» и «хорошая реализация идеи» – это две разные вещи.
Теперь те же самые социал-демократы и их партнеры по новой правящей коалиции из Христианско-демократического (и Христианско-социального) Союза из лучших побуждений планируют реформировать принятый 11 годами ранее закон. Потому что нынче многие мужчины со всего мира рассматривают некоторые крупные города Германии как европейский «квартал красных фонарей». Вполне легально работающие крупные бордели обслуживают до 30 тысяч посетителей в месяц. Последних в качестве «требовательных клиентов» завлекают «безлимитными тарифами» на секс и прочими предложениями в духе рыночной экономики. А владельцы подобных заведений уже давно гораздо больше боятся представителей фискальных органов, чем правоохранительных – потому что деятельность их вполне законна и к тому же приносит государственной казне хорошие деньги.
Режиссер Тина Золиман сняла документальный фильм на эту тему, показанный по телеканалу ARD, и пришла к беспощадному выводу: «Благая идея именем закона сделать проституток сильнее на деле обернулась полной противоположностью. Женщины превратились в ресурс, который за пределами этого бизнеса полностью обесценивается». И государство на этом зарабатывает.
Государство должно что-то предпринять против принудительной проституции
Однако судьба женщин при этом по-прежнему остается делом второстепенной важности. Кто их «нанимает» и контролирует, на каких условиях они «работают» и насколько добровольно это происходит – все эти вопросы зачастую остаются в тени. Контрольные мероприятия стали редкостью, а именно их стоило бы возобновить в первую очередь. Законодательно запретить проституцию, пожалуй, не удастся никогда, хотя во Франции сейчас предпринимаются попытки сделать именно это. Но и легализацию проституции никак нельзя назвать успешной мерой.
Государству вновь нужно действовать – прежде всего, против принудительной проституции, которая, к сожалению, никуда не делась. Если ХДС собирается штрафовать «клиентов» женщин, которых принудили к продаже собственных тел, то это, в принципе, неплохой сигнал. Но по факту доказать, что «клиент» знал об этом, будет очень и очень непросто.
Принуждение к занятию проституцией является тяжким преступлением. Зачастую это происходит так: молодых женщин откуда-нибудь из Белоруссии или Молдавии завлекают обещаниями красивой жизни на Запад, а потом заставляют идти «на панель». От кого таким женщинам ждать помощи? От полиции? Но у немецкого государства в этом смысле есть лишь одно желание: отправить этих женщин обратно на родину. Однако там им грозит опасность мести со стороны бандитов.
Против принудительной проституции можно эффективно бороться лишь одним способом: государство должно помогать им выйти из этого «бизнеса», принимая меры по защите свидетелей. Иначе говоря, этих женщин следует рассматривать не как преступниц, а как жертв. Если ХДС/ХСС и СДПГ не реализуют именно эту инициативу, то реформа опять провалится.