Первая в Китае железнодорожная ветка была проложена в 1876 году британской фирмой. Вскоре ее разобрали по указанию китайских властей, которые сочли железную дорогу дьявольским иноземным изобретением. Вторая ветка была построена в 1881 году под руководством британского инженера Клода Уильяма Кайндера (Claude William Kinder). Она вступила в строй, и первый запущенный по ней локомотив назвали в память о Роберте Стефенсоне (Robert Stephenson) «Китайской ракетой».
Кайндер стал одним из людей, сформировавших обширную железнодорожную систему, которая изменила китайскую экономику и сделала общество Китая более современным. Кстати, многие из этих людей были британцами. Награжденный китайским правительством высоким чиновничьим рангом Кайндер был бы поражен, если бы узнал, что сейчас китайские инженеры, возможно, будут помогать строить железную дорогу в Британии. Как вращается колесо! Британия почти полностью утратила навыки, которые делали ее первой железнодорожной нацией и которые мы активно экспортировали, в то время как китайцы постепенно их приобретали.
Китайская высокоскоростная железнодорожная сеть создавалась с помощью германских, японских и канадских фирм, но в последнее время Китай сам строит и поезда, и пути – и теперь намерен продавать их остальному миру.
Мы не знаем, думал ли Дэвид Кэмерон, у которого, как иногда кажется, совсем нет чувства истории, об этой – весьма прискорбной – стороне дела, когда он объявлял в Пекине, стоя рядом с китайским премьер-министром Ли Кэцяном (Li Keqiang), что Британия приветствует инвестиции Китая в наш проект HS2.
Читайте также: Слава приносит большие деньги в китайской науке
То же самое в равной мере относится к атомной отрасли. Еще совсем недавно Британия считалась в ней одной из самых передовых держав, а теперь вынуждена обращаться к другим странам – в том числе к Китаю, – чтобы они помогали ей с новыми атомными электростанциями. Впрочем, эту смену ролей в области технологий не стоит преувеличивать. Степень отставания все же отличается, как это обычно бывает. Британия не так сильно отстала в науке и промышленности, а Китай не так сильно в них продвинулся, как можно было бы подумать при механическом сравнении 1881 и 2013 годов.
Именно поэтому, среди прочего, жаль, что при коалиционном правительстве в отношении Британии к Китаю появилось нечто нищенское, подобострастное и преувеличенно почтительное. Сначала г-н Кэмерон был намерен смело давать Китаю отпор по вопросам, связанным с правами человека, и выражать недовольство политикой Китая в Тибете. Он даже встречался с Далай-ламой. Китайцы, разумеется, считают любую встречу с этим человеком, которого многие считают одним из самых здравомыслящих и достойных людей на планете, чудовищным преступлением, заслуживающим немедленного наказания. В результате Британия, как положено, столкнулась с пренебрежением и отказами от сотрудничества.
После этого британское правительство изменило свою позицию по Тибету и было вознаграждено разрешением направить в Китай большую торговую миссию, которая прибыла туда в понедельник. В связи с этим премьер-министр опубликовал в китайском журнале статью, в которой назвал Британию лучшим другом Китая, а также его самым усердным защитником и самым надежным партнером. Если это не пресмыкательство, то что-то очень к нему близкое.
Нужно признать, что в этом Британия не одинока. Время от времени эту песню запевают все страны Европейского Союза. Они охотно жертвуют своими принципами в надежде получить долю китайского рынка или – в последнее время – китайских инвестиций. На внешнеторговом банкете Китай злорадно хихикает из-за меню, наблюдая, как европейцы теряют лицо, замалчивая вопросы прав человека. Когда Британия много лет боролась с Китаем, стараясь выбить наилучшие условия для жителей Гонконга, прочие страны старательно отворачивались в сторону.
По той же причине, когда речь идет о проблемах, связанных с Южно-Китайским морем, Япония получает сейчас меньше поддержки, чем должна была бы получать. Отношение к Китаю нуждающихся в торговле стран буквально поощряет его прибегать к тактике «разделяй и властвуй».
Возможно, в том, что когда-то европейские страны делили Китай, а теперь Китай с легкостью разделяет нас, есть определенная справедливость. Однако, в конечном счете, это не идет на пользу ни одной из сторон.