Если мы, живущие в Эстонии граждане России, не добьемся реального представительства в Государственной думе РФ, то ни одна из наших насущных проблем не будет решена никогда.
Без всякого сомнения, российские соотечественники не только в Эстонии, но и в других регионах бывшего СССР переживают смутные времена. Работа Координационного совета российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) во многом не устраивает значительную часть и соотечественников, и российских граждан. Причина здесь одна — российский Закон о соотечественниках далек от совершенства и требует пересмотра.
За пределами России сейчас проживает порядка 60-70 миллионов человек, которые могут считать себя российскими соотечественниками. И все они ждут от РФ определенных преференций.
Удовлетворить запросы такого количества людей чрезвычайно сложно. Если сейчас для тех, кто считают себя соотечественниками, отменить визы в Россию, то визовые центры останутся без работы и немалых денег, а желающих отдать свой бизнес за просто так — нет.
Зато есть целый ряд вопросов, которые можно разрешить только на законодательном уровне. Например, смена гражданства. Многие пожилые люди хотят отказаться от эстонского гражданства в пользу российского. Это, в первую очередь, связано с потерей родственных связей и желанием умереть на исторической родине. Говорят, что в свое время брали гражданство ЭР из боязни потерять жилье и работу, а теперь хотят вернуть исконное. Такие люди попадают в замкнутый круг. Эстонская сторона заявляет: «Принесите справку из российского посольства, что вам дадут гражданство РФ». Российская сторона желает видеть справку о том, что Эстония их «отпускает». Таких справок ни та, ни другая сторона, конечно, не выдает.
Кто из соотечественников соотечественнее
Вопрос о том, на кого из соотечественников Россия в первую очередь должна обращать внимание, вызывает нездоровую конкуренцию в плане того, кто из соотечественников самый соотечественный.
Нет необходимости делить соотечественников на категории, просто надо четко понимать, что у российских граждан, проживающих за рубежом, есть свои проблемы, характерные лишь для них. Посмотрите, какие нагрузки сейчас лежат на консульских учреждениях, обеспечивающих граждан РФ всевозможными документами! А если к этому добавить традиционную российскую любовь к бумажному бюрократизму и «изобретению велосипеда», то мало не покажется.
В качестве примера приведу недавнее нововведение — ликвидация штампа о консульской регистрации в загранпаспорте РФ и выдача справки о консульском учете породили дополнительные бумажки в других российских учреждениях. В Департаменте социальных выплат Пансионного фонда РФ, занимающегося материнским капиталом, теперь необходимы либо оригинал справки о консульской регистрации не старше одного года, либо ее нотариально заверенная копия. Не говоря о том, что людям, имеющим внутренний паспорт РФ, необходима и нотариально заверенная копия справки.
Богатый русский язык точно определяет место на теле человека, через которое осуществляются все эти нововведения. В результате — нескончаемый поток людей в консульские службы посольств.
Пенсия — соглашение есть, но…
Два года действует пенсионное соглашение между Эстонией и Россией, но в нем немало дыр, которые требуют экстренной штопки. У целой группы постоянных жителей республики, проходивших военную службу на территории Эстонии и не имеющих полной выслуги лет, годы военной службы не вошли в пенсионный стаж. Эстония считает их военнослужащими оккупационных войск и соответственно засчитывать им военную службу как гражданский стаж не собирается.
Удивляет то, что наши юристы, омбудсмены и всякие правозащитники, обращаясь во всевозможные суды, ссылаются на невыполнение пенсионного соглашения между двумя странами, тогда как, по этому же пенсионному соглашению, свои территориальные проблемы стороны решают самостоятельно, и упрекать здесь эстонскую как бы нет причин.
Решение этого вопроса — в компетенции Государственной думы Российской Федерации, из стен которой и вышло это пенсионное соглашение. Только она как законодательный орган может внести поправки в российскую часть пенсионного соглашения.
Самое простое решение этой проблемы — засчитать людям годы их военной службы в Российской армии в российский гражданский стаж. Эстонская сторона этому препятствовать не будет, деньги ведь не из ее бюджета. В Союз российских граждан обращались люди, чей военный стаж на территории Эстонии составляет более 15 лет. Вот и посчитайте, какую пенсию они получают и можно ли на нее прожить.
Отдельно необходимо сказать и о тех, кто во время службы в Советской армии получили увечья и инвалидность и сейчас, будучи эстонскими гражданами, также остались без пенсии по инвалидности. Кстати, пенсионные проблемы действительно есть не только у граждан РФ, но и у лиц без гражданства и граждан ЭР, работавших на территории Российской Федерации.
В прошлом году, впервые за последнее время, удалось организовать приезд в Эстонию представителей Пенсионного фонда РФ. Многие вопросы удалось решить на местах, избежав длительной международной переписки между пенсионными ведомствами обеих стран. Была достигнута договоренность о регулярных визитах, следующий был назначен на июнь этого года. Для этого необходимо было только отправить официальное приглашение, что могло сделать лишь Посольство РФ в ЭР.
Но неожиданно господин Попов, советник посольства, курирующий тему российских соотечественников, заявил, что в этом нет необходимости, поскольку в Таллинне и Тарту нет людей, обращавшихся в посольство с подобными вопросами. Только благодаря настойчивости организаций российских граждан Северо-Востока Эстонии такой визит наметили на вторую половину ноября, но и его перенесли на будущий год. Состоится ли он вообще?
КСРСЭ как площадка для распила золотых гирь
Одна из самых главных проблем — отсутствие молодежи в организациях российских граждан и соотечественников. Получив то или иное гражданство, они уезжают в Россию или в Европу и до нас не доходят.
И руководство, и члены организаций российских соотечественников — люди далеко не комсомольского возраста. Отсюда и косность в решении многих вопросов. Средний возраст членов Союзов российских граждан — 65-70. Их беспокоят в основном бытовые проблемы и вопросы пенсионного обеспечения.
Всевозможные «рэволюционэры и оппозиционэры», которым с утра до ночи был слышен распил золотых гирь в КСРСЭ, влившись в него, ничего нового туда не привнесли. Сегодня роль КСРСЭ явно завышена, а требования к его членам — занижены. И все это отчасти из-за того, что в Законе о соотечественниках нет четкого определения роли и структуры КСРС.
Извините, а на кой этот КСРСЭ вообще нужен? Может быть, соотечественникам лучше самим определять структуру своей организации, отказавшись от схемы, навязанной корыстными мидовскими чиновниками?
А координационные советы, ничего не координирующие, должны быть преобразованы в консультативные, состоящие из специалистов по определенным направлениям. И курировать это должен не МИД, у которого своих проблем хватает, а соответствующее министерство.
Без Госдумы — никак
Граждан России используют на выборах как разменную монету. Как на муниципальных в Эстонии, где они имеют лишь право голоса, так и на думских и президентских в России, где могут также лишь голосовать.
Меня прямо спрашивали в Петербурге: «А за кого и за какую партию будут голосовать члены вашего союза и сколько избирателей вы можете поставить «под ружье»?» Таким образом, мы становимся заложниками межпартийных разборок многочисленных российских партий, которым до соотечественных проблем, как до Луны.
Ситуация не изменится, пока в корне не будет пересмотрен Закон о российских соотечественниках. Рассматривать вопрос о соотечественниках в целом неприемлемо, что нашло подтверждение и на последней Всемирной конференции соотечественников в Санкт-Петербурге. Было очевидно, что проблемы соотечественников, проживающих, например, в Латинской Америке, коренным образом отличаются от проблем тех, кто проживают в бывших республиках СССР. А проблемы живущих в трех странах Балтии отличаются от забот людей, живущих в Средней Азии.
О необходимости фракции зарубежных россиян в Госдуме РФ рассуждают давно, но в Москве в таком виде нас видеть не жаждут. И Госдуму от нас сегодня обороняют почище, чем Москву в 1941 году — от немцев. Отчасти это справедливо, поскольку депутаты имеют дело с государственными тайнами, но это только отчасти.
Разумеется, у компетентных органов прибавилось бы работы, но позволительно спросить: а разве депутаты из российских регионов не продают российские секреты за американские деньги? Взятки не берут? Законопроекты не лоббируют? Не дерутся между собой?
Так что одних подозрений в отношении российских граждан, проживающих за рубежом, маловато будет. Особенно с учетом презумпции невиновности.