Вам наверняка попадались обложки журналов, которые рассказывают вам о том, где лучше жить, и в какой город стоит переехать, чтобы познать радость и счастье. Вы, безусловно, слышали о городах с самой чистой экологией. Или тех, где цены на жилье на порядок доступнее. И, конечно же тех, где школы позволят вашим детям добиться прекрасных результатов в учебе.
Но к этим вполне обыденным критериям отбора недавно добавился и новый, более чем оригинальный фактор. Речь идет о наименее расистских городах. Такая новаторская, революционная и многообещающая инициатива исходит от Представительного совета ассоциаций чернокожих Франции (CRAN). С учетом огромных масштабов поставленной задачи, организация заручилась помощью экспертной группы «Республика и разнообразие» во главе с Луи-Жоржем Теном (Louis-Georges Tin). Он, кстати говоря, одновременно является и президентом CRAN, в связи с чем возникают вопросы, как ему удается нести такую непосильную ношу на хрупких плечах...
Методология этого исследования общественной нравственности нам неизвестна. Быть может, в каждом городе проводился подсчет мечетей, синагог и церквей адвентистов (их очень любят антильцы)? Или же оценивалось этническое разнообразие муниципальных работников? А может главным критерием стали размеры субсидий для местных отделений CRAN со стороны городских властей?
Но не буду томить вас ожиданием. Ведь вам же не терпится узнать, куда поскорее нужно переехать. Так, знайте же: вашим новым домом должен стать Вийёрбан (стоит во главе списка). Вийербан — город с самыми низкими показателями расизма во Франции! Вийербан и его многоэтажки. Поторопитесь же, пока из-за отчета CRAN там резко не подскочили цены.
А теперь несколько слов о тех местах, где лучше не стоит жить. Как легко догадаться, помимо антирасистских в списке указываются и самые расистские города. Версаль с его замком, который, как вам, безусловно, подтвердят в CRAN, был построен потом и кровью чернокожих рабов. Экс-ан-Прованс с его великолепными платанами, в тени которых запрещено находиться арабам и черным. Марсель и его старый порт, где каждый день из воды вылавливают тела «небелых» людей, которых топят там бритоголовые. Если серьезнее, то расизм во Франции уже давно никого не убивает. Как и глупость. Потому что иначе Луи-Жорж Тен уже давно лежал бы в гробу.
Бенуа Райски, историк, писатель и журналист.