Ровно 79 лет назад турецкая женщина получила право избирать и быть избранной. Накануне на эту тему было проведено множество круглых столов, панельных дискуссий.
Примечательно, что годовщина признания женского избирательного права совпала с нынешними днями, когда в преддверии муниципальных выборов партийные центры активно заявляют кандидатов, которые в предвыборной схватке бьются не на жизнь, а на смерть.
В учебниках мы всегда читали следующее: «Это право было даровано турецкой женщине даже раньше, чем в Швейцарии».
Но каждый раз, когда я слышу это предложение, мне хочется напомнить и такой факт.
Впервые в мире право голосования женщины получили в 1718 году. В одних странах существовал земельный ценз, в других — женщина должна была быть вдовой владельца недвижимости, в третьих — платить налоги. В некоторых государствах (например, в Великобритании) возрастной ценз для мужчин составлял 21 год, для женщин — 30. В ряде государств (например, в США) это право существовало в некоторых регионах (штатах), а в целом по стране его признание произошло позже. В отдельных странах избирательное право женщин распространялось только на местные выборы. Где-то женщины имели возможность выбирать, но не быть избранными, или стать главой муниципалитета, но не премьер-министром. Но в итоге в значительной части Европы, Северной и Южной Америки, Советском Союзе, Азии, Австралии, на Балканах, включая Албанию, еще до Швейцарии женщины, пусть и с некоторыми ограничениями, но получили право выбирать, а кое-где и быть избранными. Более того, ради этой цели они вели активную борьбу, кто-то отбывал наказание в тюрьме, а некоторые даже погибали.
Первой страной, которая предоставила женщинам право голосования на каждых выборах, невзирая на возраст, имущество, налоговое обязательство, в 1906 году стала Финляндия. За ней в 1913 году последовала Норвегия, в 1915 Дания и Исландия, в 1917 Россия, в 1918 Канада, в 1919 Германия и Австрия, в 1920 США, Албания, Чехословакия, в 1921 Швеция, в 1922 Ирландия, в 1924 Эквадор, Монголия, в 1927 Уругвай, в 1928 Великобритания, в 1934 Турция. Но повторюсь, в большинстве этих стран женщины намного раньше (хотя и с рядом ограничений) могли пользоваться своим правом голоса на местных выборах и даже быть избранными на пост главы муниципалитета, члена муниципального и регионального парламента. Вышеприведенный краткий список отражает годы, когда избирательное право было даровано без ограничений какими-либо условиями.
Судя по ситуации в мире, Турция, можно сказать, находится в середине, занимая не слишком высокую, но и не низкую позицию. Например, Азербайджан — первая мусульманская страна, предоставившая это право в 1918 году. В Швейцарии право выбирать и быть избранными женщины получили в 1971 году, в Лихтенштейне — в 1984-м. (В некоторых кантонах Швейцарии оно существовало и раньше).
Однако, глядя на следующую картину, можем ли мы сказать, что ситуация с правами женщины в Турции лучше, чем в Швейцарии и Лихтенштейне?
— Каждая четвертая женщина в Турции безграмотна.
— Только 3,9% женщин в Турции имеют высшее образование.
— Количество женщин в парламенте Турции составляет 4,4%.
— Доход женщин в Турции на 40% ниже дохода мужчин.
— Ежегодно 2,5 тысячи женщин в Турции погибают во время родов.
Более того, что касается нынешних кандидатов на пост главы муниципалитета в нашей стране, единственное, что обращает на себя внимание, — за исключением кандидата в Газиантепе от Партии справедливости и развития Фатмы Шахин (Fatma Şahin) и кандидата в Дийарбакыре от Партии мира и демократии Гюльтен Кышанак (Gülten Kışanak), мы традиционно наблюдаем мужчин в галстуках и костюмах. Надо признать, Партия мира и демократии всегда придавала этому значение и даже один месяц назад заявляла, что представит женщину-кандидата в 22 партийных центрах, но, по всей видимости, отказалась от этой затеи. При этом Республиканская народная партия практически не видела лица своего предполагаемого кандидата в Анкаре Айлин Назлыака (Aylin Nazlıaka).
Наше право избирать и быть избранными мы якобы получили, будь то 1934-й или 1971-й.