Собрав на скорую руку флот, в 1571 году Священная лига была готова к сражению с превосходящим по силам войском Османской империи при Лепанто. Изобретение венецианцев принесло им победу.
Галеасы выглядели как гиганты. Их еще называли большими галерами. Длина этих кораблей (50 метров) была не намного больше длины обычных галер, но вместе с тем они были значительно шире, отличались большим погружением и могли взять на борт до 1000 человек. Хотя на них было до четырех мачт, они были такими медленными, что для того чтобы доставить их на место приходилось задействовать несколько галер.
Но настоящая сила галеас скрывалась за усиленными деревянными планками надводной части судна, которое было построено наподобие крепости. Там располагалось много пушек. Боковые стороны корабля были также ими оборудованы. Огневая сила 30 орудий соответствовала половине дюжине галер, чьи снаряды вряд ли могли пробить корму этих гигантов.
7 октября 1571 года все надежды Европы возлагались на шесть галеас. С большим трудом удалось вовремя притянуть четыре из них на линию фронта перед нападением османских кораблей. Неподалеку от Лепанто, у входа в Коринфскую бухту должно было решиться, станет ли восточное Средиземное море внутренним морем Османской империи или останется во владении Запада.
Победа христиан стала одним из самых значимых событий раннего нового времени. Причина тому — не 30 тысяч погибших, не провал стратегического плана, не дипломатические интриги, которые предшествовали сражению, а составленная из испанских и итальянских кораблей армада, которая сумела дать отпор морской державе султана. Еще в 2009 году одна итальянская газета проиллюстрировала призыв к борьбе против террористической сети Аль-Каида картиной, на которой Паоло Веронезе (Paolo Veronese) отобразил сражение при Лепанто.
Завоевать Кипр
О том, как военный триумф превратился в политическое поражение и памятное место европейцев, написали в своей книге «Большие морские сражения. Ключевые моменты истории» историки Арне Карстен (ArneKarsten) и Олаф Б. Радер (Olaf B. Rader). В особенности этой триаде предшествовало военное поражение. Но обо всем по порядку.
В 1566 году Селим II занял султанский престол после смерти своего отца Сулеймана Великолепного. Его прозвище «Выпивоха» уже что-то говорит о его военном тщеславии. Но поскольку полномочия султанов во многом определялись их военными успехами, он потребовал от Венеции отказаться от Кипра. Как и ожидалось, Серениссима не пошла навстречу султану.
Венеция хотя и была в те времена высоко рентабельной экономической державой, но основные ее усилия направлялись в сторону Атлантики и Индии. Средиземноморские маршруты постепенно оставались в тени мировой истории. Но республика вступила в борьбу. Ее крупнейшим козырем был арсенал в городе-лагуне. Здесь находились отдельные детали для изготовления более 100 галер, которые ежедневно строились 3000 специалистами. Венеция сумела с трудом найти до 300 человек на каждый корабль, были задействованы даже заключенные. Но проблемы со снабжением, бури и эпидемия тифа разрушили флот еще до того, как он прибыл к Кипру.
Только страх перед исламской супердержавой сделал возможным дипломатическое чудо. Папа Римский, Испания и Венеция отставили в стороне свои интересы в Италии и на море и объединили свои войска в Священной лиге. В мае 1571 года они заключили договор о создании комбинированного флота из 200 галер с 50 тысячами солдатами для отвоевания позиций на Кипре.
10 дней до Корфу
Только поскольку Генуя и Флоренция разрешили взять в аренду свои корабли, к сентябрю у Мессины удалось собрать флот Священной лиги – более 200 больших галер с 40 тысячами матросов и 28 тысячами солдат и шесть галеас. Десять дней потребовалось соединению, чтобы дойти до Корфу. Удалось ли бы им дойти через осенние бури до Кипра, весьма сомнительно. Османы сделали одолжение христианским адмиралам и приготовились к бою.
Расположение кораблей было простым. На севере бухты, опираясь на греческое побережье, держал позиции венецианец Агостино Барбариго (Agostino Barbarigo) с 53 галерами. Центральную позицию с 62 галерами занял верховный командующий Хуан Астурийский (Juan d’Asturia), сводный брат испанского короля Филипе II. На юге к войскам адмирала Андреа Дориа (GianAndrea Doria) присоединились 57 галер. 38 кораблей остались за центральной позицией в резерве.
Ранним утром в воскресенье в 600 метрах от линии битвы на севере и по центру были расположены два галеаса. Они еще продвигались на юге, когда битва началась. Противник Барбариго попытался зайти со своими быстрыми галиотами в тыл христиан. Венецианский адмирал узнал о маневре и остановил его при помощи флагманского корабля. Остальную часть взяли на себя галеасы, которые как волнорезы разгромили турецкий фронт.
И по центру Хуан Астурийский мог положиться на артиллерию своих кораблей. Словно на дуэли, корабли адмиралов наступали друг на друга, испанцы — при помощи лучше защищенных броней солдат, а турок Али Паша при помощи лучших лучников. Когда второй корабль Священной лиги предпринял наступление на турецкий флагманский корабль, сопротивление османских войск пало. Голова Али Паши стала символом победы христиан, но, как выяснилось, это было поспешным ликованием.
Триумф обернулся поражением
На юге туркам почти удалось изолировать и разбить соединение Андреа Дориа. Только при помощи быстрой смены курса на юг он смог удержать фронт и закрыть брешь резервными кораблями. Около трех часов дня сражение закончилось.
Потери христиан составляли 7,5 тысячи убитых и такое же количество раненых (многие из которых вскоре также погибли), потери турок составили 20 тысяч человек. 117 галер оказались в руках христиан. Элитное войско османских лучников было уничтожено.
В то время как христиане объясняли победу в битве помощью небесных сил, Венеция вскоре дала реалистичную оценку событий. Кипр оставался под турецким влиянием, что превратило военный триумф в поражение. Испания стала снова смотреть в сторону Атлантики и сконцентрировалась на борьбе с Англией и Голландией. В 1574 году над Тунисом вновь навис полумесяц.
Но опыт победы над огромным флотом султана лишил турецкую державу нимба непобедимости. После неудачной осады Вены в 1529 году ограниченные возможности османского войска вышли на поверхность. В борьбе с флотами, при помощи которых европейцы завоевывали мировые моря, османские корабли уже вскоре не имели шансов.
Это доказала и морская битва при Лепанто. В 1827 году флот из английских, французских и русских кораблей уничтожил османско-египетское войско при Наварино на западном побережье полуострова Пелопоннес. Победа дала грекам свободу и ознаменовала начало падения Османской империи.