Раньше, чтобы посмотреть хороший фильм, особенно русскую классику, мы должны были дожидаться позднего вечернего времени. Кажется, Ulusal Kanal нарушил эту традицию. «Война и мир» выходил на телеэкраны в разные часы. Я посмотрела все. На самом деле, романы Толстого, прежде всего «Анна Каренина» и «Война и мир», — это мои настольные книги. Я всегда смотрю и их экранизации, начиная с киноверсии с участием Одри Хепберн.
В нынешней гнилой и прогорклой атмосфере Турции этот фильм производит ободряющий эффект. Помимо роскошных балов, сцен веселья и светских бесед, в этом романе, на мой взгляд, проводится глубокий нравственный анализ одного общества, нации, народа.
Все отрицательные персонажи романа изобличаются и не остаются безнаказанными, но даже при этом в них усматривается то, что относится к нравственному. Например, ко всем членам семьи Курагиных можно применить понятие «падение нравов», которое совершенно не является для нас чуждым, но сын Курагин погибает во время Бородинского сражения, держа за руку своего соперника.
Каждый герой романа получает нравственную оценку писателя. У всех из них есть недостатки, они сбиваются с пути, они не ангелы. Но качество, которое их объединяет — это искренность и чистосердечность. Для меня каждое из этих понятий обладает особым значением.
И образ, в котором эти особенности достигают апогея, это женский персонаж — Наташа. Она поразительно наивна, чиста и мила. Но таким же поразительным образом совершает ошибки и она, однако затем раскаивается в этом.
Великий Толстой, как и другие знаменитые писатели и даже больше, чем многие другие, остерегается того, чтобы осуждать человека. После демонстрации его естественных слабостей, он изображает его достоинства. Например, сожаление, раскаяние — это добродетели. Хотя создается впечатление, что сегодня люди стали забывать об этом. Совершая ошибки и причиняя зло, они продолжают жить как ни в чем не бывало.
Биография писателя Толстого обросла множеством слухов и мифов. Так, утверждается, что великий русский классик был мусульманином. Он идет против своей любящей роскошь жены, раздав все свои земли крестьянам и живя в нищете. Также говорится о том, что, когда Толстой бежит из своего дома, где-то неподалеку от Карса его настигает пневмония, и он умирает.
Сегодня, когда наше общество с головой погрузилось в злободневные проблемы, фильм «Война и мир» дает человеку облегчение и надежду. Эта кинокартина позволяет увидеть просвет в кассетном безумии, которым уже давно охвачена Турция и которое можно считать вторым постмодернистским переворотом, кассетных ловушках, устанавливаемых для Партии национального движения (MHP) и Республиканской народной партии (CHP), кассетного скандала, потребовавшего ухода бывшего лидера Республиканской народной партии Дениза Байкала. Злодеяния не только не заканчиваются, но и набирают обороты, причиняя вред и гражданам, и целой стране. Видимо, в этом и состоит их предназначение. Причем это не имеет ничего общего с такими человеческими качествами, как искренность, раскаяние, сострадание.
Взгляд Толстого на события, искусство и фабулу романа фокусируется на его любви к родине. Для него Россия «Россия — мать».
Эта кинокартина также напоминает о том, как в прежние времена в среду военнослужащих входила аристократическая элита. Военные в этом фильме являются представителями династических родов или носителями графского титула. Но даже для них основное стремление — защищать родину.
У нас эта традиция, вероятно, уже была нарушена в нашей республиканской армии, а, если сказать точнее, еще в османский период, по причине налога девширме — набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы. Но возможность, начав со школы, дослужиться до генеральского чина у детей простолюдинов появилась только с созданием республики. Будь то генералы или начальники штаба, это дети народа.
Поэтому злодеяния, совершенные в отношении этой армии, и отсутствие раскаяния — это безнравственные действия в отношении турецкого народа, который поднял и, вынув из самого сердца, возвеличил эту армию.