В газетах можно встретить только плохие новости? А вот вам хорошая, на самом деле хорошая! Всемирная торговая организация, в которой представлены 159 государств нашей планеты, одобрила на острове Бали новый торговый договор. Первый договор за почти два десятилетия, и мир теперь будет измерять его инструментами большого масштаба. Соответственно, глубокий взгляд позволяет осознать эпохальность заключенного соглашения.
Как часто бывает, ВТО уже объявили мертвой организацией, а региональные или двусторонние договоры уже стали считаться более подходящей альтернативой. В Вашингтоне, а также в европейских столицах, запланированное заключение трансатлантического торгового соглашения представляется весьма важной целью, на достижение которой по возможности должны быть направлены все усилия. При этом уже кажется подозрительным то, что этот проект постоянно упоминается под новым сокращением - то Tafta, то теперь TTIP. Все это похоже на постоянные поиски подходящей оболочки для далеко идущих договоренностей между Евросоюзом и Соединенными Штатами.
При этом существует более подходящая оболочка. Неслучайно Всемирная торговая организация за всю 65-летнюю историю своего существования ограничилась всего двумя сокращениями - сначала все говорили о ГАТТ (Gatt), о промежуточном Генеральном соглашении о тарифах и торговле, которое в 1995 году привело к образованию Всемирной торговой организации (World Trade Organization) со штаб-квартирой в Женеве, которую не очень беспокоило то обстоятельство, что она вынуждена была делить свое сокращенное название со Всемирной туристической организацией.
Новый расцвет в условиях протекционизма
Вместе с тем огорчение вызывает то, что государства устраивают с момента финансового и экономического кризиса 2008 года. Хотя успехи в либерализации торговли после окончания Второй мировой войны и представляются весьма значительными, новый расцвет, тем не менее, получает протекционизм - явное и скрытое отгораживание себя от других. При этом мировая свободная торговля является ключом к экономическому росту и благосостоянию. Хотя во многих странах на этой планете, несомненно, господствуют бедность, коррупция, а также произвол капитализма каменного века. Но, как правило, торговые соглашения не способствуют этому, а действуют как раз в обратном направлении. Именно им мы обязаны возникновению среднего класса, прорыву (азиатских) государств с развивающейся экономикой, а также новому лицу мировой торговли. Некоторым критикам глобализации это может показаться провокационным, но, тем не менее, можно сказать следующее: либерализация торговли является свидетельством победного шествия рыночной экономики, работающей на благо многих. Но все еще очень мало людей принимают участие в этом благословенном процессе. Однако их, тем не менее, все равно больше, чем их было в условиях любой другой испробованной уже экономической модели.
Новое заключение соглашения, за которое - и это основа деятельности ВТО - должны были проголосовать все члены организации, покоится на трех столпах. Оно снижает роль бюрократии в таможенном оформлении; это похоже на технический термин, однако подобные меры способны обеспечить новую динамику, которую эксперты (независимо от того, следует ли этому верить или нет) оценивают примерно в 1 триллион долларов. Кроме того, оно облегчает развивающимся странам доступ на важные рынки. А также предусматривает сокращение субвенций государств в области сельского хозяйства.
Важен каждый голос
Но прежде всего одна вещь является достижением экспертов ВТО в Женеве, а также поддерживающих эту организацию правительств во всем мире. Речь идет о многостороннем подходе. Здесь все ведут переговоры со всеми, и любое государство, будь оно большое или маленькое, имеет одинаковые права, и в конечном итоге важным является каждый отдельный голос. И даже в рамках существующей хрупкой системы удается добиваться принятия важных решений. Насколько же жалким представляется - в отличие от ВТО - вечный дискуссионный клуб ООН или же потерпевшая неудачу конференция по защите климата.
В рамках ВТО такие восходящие государства, как Бразилия, Индия и Китай, обрели уверенность в себе, тогда как всемогущие в других местах американцы ощутили границы своих возможностей. Сложный процесс урегулирования спорных вопросов позволяет справляться с конфликтами без применения оружия, но, прежде всего, важно то, что внутри этой торговой организации нельзя заключить договор в ущерб третьей стороне.
Если бы Европа и Соединенные Штаты договорились относительно заключения трансатлантического договора, то остальные оказались бы за его пределами, и поэтому это неправильный путь. Было бы лучше приложить все усилия для того, чтобы воплотить достигнутые на Бали принципиальные соглашение в многочисленные конкретные действия.