Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После заседания Совета Россия – НАТО

© REUTERS / Francois LenoirСергей Лавров на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе
Сергей Лавров на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заседание Совета Россия - НАТО, состоявшееся вслед за встречей министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе, обладает особым значением. Если учесть, что Россия рассматривает НАТО как одно из важнейших препятствий на пути реализации своих будущих планов и регулярно сталкивается с этим альянсом, то станет еще более очевидно, насколько значимы такого рода встречи между этими двумя игроками.

Заседание Совета Россия - НАТО, состоявшееся вслед за встречей министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе, обладает особым значением с точки зрения демонстрации нюансных различий, существующих между двумя игроками в контексте вопросов, закрепившихся на самых верхних строчках международной повестки дня. Если учесть, что Россия рассматривает НАТО как одно из важнейших препятствий на пути реализации своих будущих планов и регулярно сталкивается с этим альянсом прежде всего в таком узловом пункте, как Восточная Европа - Черное море, то станет еще более очевидно, насколько значимы такого рода встречи между этими двумя игроками.

Одна из основных особенностей заседания Совета Россия - НАТО состоит в том, что в нем принимают участие все постоянные члены Совета Безопасности ООН за исключением Китая. В этой связи рассматриваемые его участниками вопросы и декларируемые заявления также демонстрируют разнообразие. Будучи нацеленными на обеспечение сближения по линии НАТО - Россия и на информирование России о будущих планах и расчетах НАТО, такие встречи погружаются в атмосферу институционального форума, на котором стороны изучают друг друга, при этом каждая из них старается заставить другую принять собственную политику.

Вопросы, которые были рассмотрены на недавно состоявшемся заседании Совета Россия - НАТО, имели достаточно богатое содержание с точки зрения региональной проблематики. Проблема, под знаком которой прошла эта встреча, стало положение Украины, отказавшейся подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Критика насилия, примененного украинским правительством в отношении отстаивающих идею евроинтеграции и наводнивших киевские площади митингующих, которая содержалась в заявлениях, сделанных по итогам встречи министров иностранных дел стран НАТО, была негативно встречена Россией. Принимая во внимание тот факт, что североатлантический альянс обвинил Россию в давлении на Украину, можно считать вполне естественным то, что ситуация на Украине стала первым пунктом повестки дня заседания Совета НАТО - Россия. В связи с этим министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что считает ошибочными такого рода заявления НАТО, так как Москва не оказывает давления на Киев, при этом Украина - независимое государство, которое самостоятельно может принимать собственные решения. Тем не менее, всем нам хорошо известно, что Россия выступает против подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, прежде всего из-за причин, связанных с торговой сферой. Президент РФ Владимир Путин открыто выражал недовольство идеей подписания этого соглашения и заявлял о том, что это причинит ущерб экономике России. В свою очередь министр иностранных дел Украины Леонид Кожара подчеркивал, что его страна не отказывается от цели интеграции с Европой, но испытывает необходимость нормализации отношений с Россией, пытаясь констатировать, что Киев отступает, чтобы преодолеть беспокойство России. В этой связи утверждать, что НАТО и Россия занимают одинаковые позиции по вопросу Украины, невозможно.

Другой вопрос, который на заседании также был принят во внимание, связан с Сирией. Здесь между двумя сторонами наблюдается согласие. Как НАТО, так и Россия, призвали конфликтующие в Сирии стороны принять участие в переговорах, которые состоятся в Женеве в январе, подчеркнув, что решение сирийского вопроса возможно только на политической основе. И НАТО, и Россия поддерживали процесс уничтожения химического оружия в Сирии, заявив в связи с этим о готовности в случае необходимости оказать дополнительное содействие. Следовательно, можно полагать, что сирийский вопрос не был удостоен активного обсуждения.

Будущее Афганистана входит в число основных пунктов повестки дня заседания Совета Россия - НАТО. Как известно, к концу 2014 года альянс НАТО намерен вывести военный контингент из Афганистана, и в этой стране останутся только силы, ответственные за обучение афганских сил безопасности, и персонал, обеспечивающий техническую поддержку. Россия в свою очередь считает необходимым, чтобы процесс вывода войск НАТО из Афганистана был более контролируемым и осуществлялся под наблюдением ООН. Россию беспокоит вероятность того, что вакуум власти, который возникнет в Афганистане после вывода военнослужащих НАТО, может быть использован «Талибаном» - «Аль-Каидой». Тревоги России также связаны с тем, что после вывода войск НАТО обеспечение связи с этой страной станет намного проще для элементов «Аль-Каиды» в Средней Азии и на Северном Кавказе. Поскольку угроза радикальных религиозных организаций и «Аль-Каиды» - это вопрос, где интересы НАТО и России в определенной мере совпадают, он рассматривается с особой внимательностью. В этой связи Россия не поддерживает идею незамедлительного выведения сил НАТО и отмечает, что она может оказать НАТО любую необходимую поддержку. В то же время альянс намерен вывести из Афганистана «участвующие в военных действиях силы» в течение 2014 года. Проводить какую-либо другую политику по этому вопросу НАТО не позволяет решение администрации Обамы.

Сергей Лавров также не пренебрег возможностью дать оценку договоренности, достигнутой между странами группы «5+1» и Ираном. Исходя из того, что возникновение «проекта ЕвроПРО» НАТО было направлено против Ирана, российский министр отметил, что сегодня необходимость этого проекта отсутствует в силу достигнутой сторонами договоренности, и дал понять, что Россия поднимет этот вопрос на повестке дня в ближайшее время. Поскольку Россия осознает, что проект ЕвроПРО выбирает в качестве мишени не только Иран, но и саму Россию, Лавров таким своим заявлением поставил НАТО в весьма затруднительное положение. Но было бы поспешно ожидать, что НАТО принимает (или примет) во внимание реакцию и требование России и внесет соответствующие изменения в свою политику. Ожидание изменений в планах НАТО в период, пока ощутимый прогресс по иранскому вопросу отсутствуют, лишено всякой логики.
 
Еще один вопрос, который рассматривался на заседании Совета Россия - НАТО, был посвящен уничтожению опасных боеприпасов «с истекшим сроком годности» и созданию сторонами совместного трастового фонда. Стоимость проекта, который стартует в Калининградской области, составит 50 миллионов евро. Тот факт, что это произойдет на российской территории, находящейся в центре Европы, необходимо воспринимать как символичный посыл о сотрудничестве.

Из-за того, что заседание Совета Россия - НАТО состоялось в тени украинского кризиса, оно началось в напряженной атмосфере, однако эта напряженность не нашла отражения в других обсуждаемых вопросах. Как видно на примере Украины, в вопросе расширения ЕС на восток между НАТО и Россией наблюдаются серьезные разногласия. Стратегия ЕвроПРО НАТО выступила в качестве важного вопроса, который способен создать напряженность в ближайшее время. Вывод войск НАТО из Афганистана в дальнейшем необходимо рассматривать как один из основных вопросов, над которым следует работать России и НАТО.