В ходе тайного голосования Генассамблея ООН выбрала 12 ноября на трехлетний срок 14 членов Совета по правам человека. Среди тех, кто с 1 января 2014 года войдет в этот международный орган, фигурируют страны, имеющие печальный опыт подавления основных демократических свобод.
В Совет входят 47 стран, которые избираются от регионов большинством голосов стран-членов ООН. Как предполагается, чтобы быть избранными, они должны иметь определенные заслуги в вопросах защиты гражданских прав. Достаточно бросить взгляд на названия стран, только что избранных в Совет, как, например, Саудовская Аравия, Куба, Китай, Вьетнам и Россия, чтобы понять, что задача обеспечения прав выполнена ими не будет.
Трудно представить себе большую несуразицу, чем представителей диктаторских режимов, входящих в Совет по правам человека. Как справедливо подметил юрист Риккардо Мануэль Рохас (Ricardo Manuel Rojas), «это все равно, что дать преступникам задание написать Уголовный кодекс».
Действительно, с самого начала своей деятельности этот орган, заменивший в 2006 году Комиссию по правам человека ООН, уже изначально имел в себе дефект: пользуясь преимуществом, которым их наделяет бесконечно долгое и незаконное пребывание у власти, диктаторские режимы имеют в Совете такое влияние, которое делает невозможным выполнение поставленных перед ним задач. И следует отметить, что ответственность за подобное положение лежит на государствах, наиболее строго соблюдающих права человека. В противном случае, как объяснить то, что диктаторский режим Китая получил 176 голосов при выборах членов Совета по правам человека ООН.
Как говорится в докладе правозащитной организации Freedom House «Состояние свободы в мире в 2013 году», наивысшей оценкой в области соблюдения гражданских свобод и политических прав обладают 44 страны. Итак, если в ООН представлены 193 государства, это означает, что по крайне мере 27 «образцовых демократических стран» проголосовали за то, чтобы Китай был представлен в Совете по правам человека ООН. То есть лишь 17 стран-членов ООН, или 9% от общего числа, не поддержали кандидатуру Китая.
Членство Кубы также наглядно отражает существующее положение дел: она вошла в Совет в 2006 году, была переизбрана в 2009, а затем вынуждена была три года ждать переизбрания. И была переизбрана, на этот раз уже 148 голосами. Итак, один из самых давних диктаторских режимов в мире, который не проводит каких-либо политических реформ, будет представлен в Совете в течение девяти из первых двенадцати лет его существования и может быть переизбран в 2016 году.
В ходе последнего голосования Уругвай не попал в число членов Совета, получив лишь 93 голоса. А страна, которая в этой части земного шара принадлежит к разряду наиболее строго соблюдающих гражданские и политические свободы, получила на Генеральной ассамблее на 55 голосов меньше, чем Куба, где господствует однопартийная система и нарушаются основные демократические свободы.
И все же находятся те, кто утверждает, особенно в Латинской Америке, что надо способствовать интеграции подобных режимов, а не осуждать или оказывать на них давление. Это наивная, если не лицемерная позиция. Что подумали бы правозащитники Аргентины и Чили, если подобная возможность была предоставлена диктатурам Виделы и Пиночета? А что сказал бы Мандела, если бы в Совет был принят позорный режим апартеида Южно-Африканской Республики!
С точки зрения демократической перспективы, избрание в Совет по правам человека государств, чьи правительства грубо попирают гражданские и политические свободы, не только извращает поставленные перед ним цели, но является оскорблением жертв этих репрессивных режимов со стороны международного сообщества.
Как можно заметить, ООН не является наилучшей площадкой для утверждения идеалов демократии во всемирном масштабе, поскольку одна пятая часть ее членов открыто нарушают права человека, а еще столько являются государствами с очень низким уровнем демократии. Кроме того, несмотря на положения Всемирной декларации прав человека 1948 года, для ООН главным субъектом международных отношений является государство, а не человек. Таким образом, тем странам, которые серьезно относятся к всеобъемлющему характеру прав человека и обязанности их соблюдения в любой части света, следует создать альтернативную организацию.
Уже создано Сообщество демократий со штаб-квартирой в Варшаве с целью гармонизации активной внешней политики в области укрепления прав человека. Одним из главных направлений деятельности Сообщества демократий в этой области являются совместные усилия на Генассамблее и в Совете по правам человека ООН, направленные на то, чтобы положить конец диктаторским режимам.
Необходимо отметить, что при сохранении нынешнего благодушного отношения к диктаторским режимам в мире, идеалы Всемирной декларации прав человека, которой 10 декабря исполняется 65 лет, будут все дальше от осуществления.