В выходные дни антиправительственные протесты на Украине вспыхнули с новой силой, и численность демонстрантов превысила число участников манифестаций на прошлой неделе. Эти манифестации стали ответом на решение Киева отказаться от соглашения об ассоциации с ЕС. В воскресенье в акциях протеста участвовали сотни тысяч человек. Эти протесты называют конфликтом из-за будущего Украины, а именно, из-за того, с кем должна интегрироваться эта восточноевропейская страна — с Европой или с Россией. Манифестации достигли той черты, за которой они из небольшой помехи для работы власти могут превратиться в предвестие значительных политических перемен в этой стране.
Демонстрации появились из спонтанной реакции на решение властей отказаться от заключения соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, но потом в них появилось более серьезное организующее начало. Протестующие разбили большие палатки, возвели баррикады и поставили мобильные туалеты. На волне этого движения появились три лидера, которые сформировали своеобразную тройку.
Возможность разрастания протестов вынудила украинского президента Виктора Януковича пойти на уступки. Во вторник он примет участие в круглом столе вместе с тремя бывшими президентами Украины: Леонидом Кравчуком, Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко. Кравчук предложил пригласить руководство оппозиции, чтобы начать переговоры. Лагерь Януковича также предлагает переговоры с оппозицией. Но многие ее представители пока отвергают это предложение.
Предложив провести переговоры с тройкой оппозиционных лидеров, Янукович пытается использовать разногласия в рядах оппозиции, заставляя ее руководителей вести дискуссию одним голосом. Но оппозицию на Украине в настоящее время возглавляют очень разные люди, и им будет крайне трудно выработать общую позицию для переговоров. Первый человек — это бывший боксер Виталий Кличко, ставший политиком и имеющий тесные связи с правительством Германии. Второй — Арсений Яценюк, возглавляющий парламентскую фракцию бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, которая находится в заключении. А третий — это лидер националистов Олег Тягнибок, выступающий за связи Украины с Западом, но обвиняемый в антисемитизме и реакционности.
Читайте также: Украина - референдум выхода из кризиса
Этим лидерам удалось договориться о многих требованиях: об отставке правительства и его руководителя Николая Азарова, об освобождении арестованных на прошлой неделе демонстрантов и о наказании представителей власти, несущих ответственность за силовое подавление протестов 30 ноября. Но кроме этих требований согласия меду членами тройки нет. В рядах оппозиции не решены важнейшие вопросы, скажем, требовать ли проведения новых выборов, на которых каждый из лидеров захочет, чтобы к власти пришла именно его фракция.
Stratfor обычно не уделяет особого внимания личностям политиков, но в данном случае это важно, поскольку любая успешная революция обычно сплачивается вокруг одной сильной личности. Например, революцию в России в 1917 году возглавил Владимир Ленин, иранскую революцию 1979 года аятолла Рухолла Хомейни, а бархатную революцию 1989 года в Чехословакии Вацлав Гавел. Другие крупные протесты с ярлыком революции в конечном итоге терпели поражение, потому что в рядах оппозиции не было сильных личностей. Так было в России в 2011-2012 годах, когда стать главным лицом масштабных антикремлевских протестных движений пытались все кому не лень: коммунисты, националисты, ксенофобы, либеральные демократы и многие другие. Однако Кремль выждал, дал возможность разногласиям расколоть ряды оппозиции, и протесты со временем выдохлись.
Предыдущую революцию на Украине, получившую название оранжевой, возглавили два политика: Тимошенко и Ющенко. Один из них пришел к власти, но потом они рассорились между собой. Тимошенко в 2005 году быстро изгнали из власти по причине внутреннего конфликта с Ющенко, но в 2007 году она туда вернулась.
Вполне возможно, что Янукович хочет дать разногласиям между тройкой оппозиционных лидеров поссорить их между собой, чтобы протесты закончились неудачей. Но это не означает, что в данной ситуации он чувствует себя в безопасности. Янукович намерен провести новые переговоры с Западом, когда во вторник на встречу с президентом и лидерами оппозиции приедет верховный представитель ЕС Кэтрин Эштон. Власти также приказали провести обыски в штаб-квартире партии Тимошенко и Яценюка, в ходе которых были изъяты компьютеры и серверы. Это говорит отнюдь не об уверенности президента в своем положении.
Также по теме: Боксер и политик, мечтающий возглавить Украину
Предстоящие дни и недели покажут, повлияет ли это на стабильность в стране и на ее способность сблизиться с Западом в противовес России. Stratfor пристально следит за событиями и оценивает силу единения в рядах протестного движения, объем внешней поддержки этому движению, отношение восточных регионов (которые больше связаны с Россией) и реакцию элиты в лице связанных с политической властью олигархов.
За пределами Украины налицо острый интерес к тому, что там будет дальше. Для России будущее Украины тесно связано с ее собственным будущим. Украина — это территория, лежащая в самой основе России, и ее уход с российской орбиты сделает Россию беззащитной. Украина — это также главный транзитный маршрут для российских энергоресурсов, поставляемых на Запад. А энергоресурсы это фундамент российской экономики. Все это означает, что Россия будет изо всех сил биться за сохранение наибольшего влияния на Украине.
Для США поддержка политических сил на Украине является самым эффективным способом для оттеснения России. Москва в последнее время своими дипломатическими маневрами обошла Вашингтон, как в сирийском вопросе, так и в деле Эдварда Сноудена. Если США будут поддерживать протестные движения на Украине, это заставит Россию сосредоточиться на своем собственном регионе и отказаться от наступления против Соединенных Штатов.
Здесь роль джокера играет Германия, которая в прошлом стремилась к сохранению баланса на Украине в интересах поддержания отношений с Россией — главным энергетическим партнером Берлина. Среди прочего, она выступила против членства Украины в НАТО. Но предположительно тесные связи Германии с одним из лидеров киевской оппозиции вызывают вопросы о том, как теперь Берлин смотрит на будущее Украины, и какова его позиция относительно будущих отношений Германии с Россией.
Таким образом, протесты стали не только переломным моментом для будущего Украины, но и одной из важнейших граней будущих отношений между Западом и Россией и направления движения Центральной Европы.