В публичном пространстве Латвии поверхностный, рефлексивный евроскептицизм – это уже настолько привычное явление, что никто не обращает на него особого внимания. Брюссель нам навязывает. Евро нам не нужен. Один союз променяли на другой. Эти клише политического разглагольствования захламляют и бытовые разговоры, и передачи ТВ и радио, и газетные полосы, а также, к сожалению, занимают значительное место в нашем политическом мышлении.
Это евроскептическое брюзжание охотно используют и способствуют ему самые разные жаждущие внимания политические игроки. Ингуна Судраба, которой нравится проводить время на посещаемых агентами влияния России мероприятиях, заявляет о своем хамелеоновском политическом образовании со слабо скрываемой нападкой на членство Латвии в Европейском союзе. «ЕС зажимает Латвию в тиски и навязывает свое мышление», - ужасается бывшая госконтролер.
Судраба подключается к группе настроенных против Запада политиков, которую в этом году пополнил бывший депутат Сейма от ТБ/ДННЛ композитор Янис Калниньш, адресовавший ругань в адрес враждебных Путину и Лукашенко «шакалов западной демократии», и в которой в свое время активно вращался лидер «Visu Latvijai!» Райвис Дзинтарс, призывая голосовать против вступления Латвии в ЕС.
Правда евроскептический рефлекс обычно проявляется умеренно - в фаталистичных или ироничных репликах, в которых всегда чувствуется подтекст: где-то в далеких лабиринтах брюссельской бюрократии кто-то нас, безусловно, обижает. К тому же, следует признать, что жители Латвии не единственные, у кого в сердце недостает тепла по отношению к ЕС. Проведенный весной компанией США по изучению общественного мнения «Pew» опрос показывает, что между 2012 и 2013 годами благожелательное отношение к ЕС уменьшилось почти во всех восьми включенных в исследование странах, в некоторых из них довольно значительно.
Наверное, мы слишком хорошо живем. В то время как граждане стран-членов ЕС позволяют себе поворчать о Европе, десятки и сотни тысяч демонстрантов в эти дни собрались на Площади независимости в Киеве под знаменами Европейского союза, а спецподразделения полиции в ночь на воскресенье жестоко избивали людей, протестовавших против отказа президента Украины Виктора Януковича подписать договор об ассоциации с ЕС.
Сомнительно, что кто-то из участников митингов в Киеве верит, что на следующий день после выполнения их требований – отставка Януковича и подписание договора с ЕС – они начнут жить, как в Германии. Подготовленный в течение шести лет договор даже не обещает, что Украина когда-нибудь сможет присоединиться к ЕС. Как и все документы ЕС, договор длинный и бюрократичный и взамен на отмену тарифа в размере 97% на импорт в ЕС украинских экспортных товаров требует, чтобы Киев ввел нормы ЕС в 350 законах, которые затрагивают не только экономическую политику, но и вопросы экологии, процедуру государственных закупок, независимость прокуратуры и многие другие сферы. Ясно, что члены Евромайдана досконально не изучили и не оценили, какие нормы договора позволят им иметь к ужину более толстый кусок колбасы, а какие заставят чертыхаться по поводу «диктата Брюсселя».
Однако проведенный в ноябре германской компанией «IFAK Institut» опрос общественного мнения показывает, что 58% украинцев хотят, чтобы их государство в будущем вступило в ЕС. Особо примечательно, что поддержка ЕС на традиционно «проросссийских» востоке и юге страны достигает половины жителей. Радио «Свобода» сообщает, что в родном для Януковича Донецке в понедельник неожиданно был отменен митинг в его поддержку – из-за нехватки участников. В свою очередь, большие митинги в Киеве начались спонтанно и продолжаются вопреки огромному присутствию работников служб безопасности на улицах города.
Украинцы видят, что означает восточная «альтернатива» Европе. Президент, сын которого – зубной врач по образованию - стал одним из богатейших предпринимателей в стране, обеспечил аналогичный успех своим друзьям. Олигархи, захватывающие в свои руки все большую политическую и экономическую власть. Правительство, уклонение которого от необходимых реформ взваливает на государство постоянно растущий дефицит бюджета, а также спад экономики в течение более года, большой внешний долг и валюту, которой в ближайшее время грозит внезапное и стремительное сокращение стоимости.
Это система, которую Янукович хочет укрепить, отказавшись от договора с ЕС и ища помощи у Москвы. В отличие от Европейского союза, который требует от своих стран-партнеров законности и вместе с этим, по меньшей мере, открывает возможности расширения свободы и благосостояния, Путину удобнее всего сотрудничать с авторитарными режимами, и таковые он готов поддерживать.
Возможно, когда-то и украинцы дождутся того счастливого дня, когда они смогут стать умеренными евроскептиками, которые жалуются на регулы и бюрократию ЕС. Но пока они не могут позволить себе такую роскошь, потому что выбор жесткий. Европа означает надежду, Россия - стагнацию. В свою очередь, для Латвии драматичные события на Украине являются важным напоминанием о важности выбора, а также предостережением в отношении местных сторонников восточного направления, которые так же, как и Янукович, хотят укрепить свою власть при поддержке России.
Перевод: Лариса Дереча.