Вильнюсский саммит ЕС с участниками Восточного партнерства завершился не только позитивными итогами председательства Литвы. Финт Януковича, решившего в последний момент не подписывать Соглашение об ассоциации, стал не только оплеухой многим украинцам, Европе, но и всему Западу.
Именно с этого события, вызвавшего острый политический кризис в стране, Украина продолжает оставаться темой номер один почти всех новостей. Пристально за этим наблюдают и в соседней Беларуси. А после жестокого избиения ночью милицейским спецназом протестовавших студентов на Евромайдане, многие такое поведение властей стали сравнивать с событиями 19 декабря 2010 года в Минске.
Накануне Вильнюсского саммита в белорусских СМИ немало было «перемолото» рассуждений насчет участия в нем главы МИД Белоруссии Владимира Макея. Как известно, в Брюсселе решили его временно исключить из «черного списка» белорусских чиновников, которым запрещен въезд на территорию ЕС. Мол, с кем-то все же надо разговаривать о делах текущих. А глава МИД Латвии даже решился появиться на территории Беларуси и встретиться с коллегой Макеем, на тот момент еще остававшемся в дискриминационном списке ЕС.
Что касается литовского МИД, то вплоть до саммита, он плотно контактировал с белорусскими дипломатами на разных уровнях. По некоторым данным, официальный Минск пытался интриговать, вернее, играть на нервах организаторов саммита на тему «кто будет представлять Беларусь». То пугали возможным новым пришествием Лукашенко в Вильнюс, что могло стать паневропейским скандалом, то представительством на саммите на уровне не министра, а замминистра иностранных дел, что обесценивало бы позицию тех, кто ратовал за появление на саммите В. Макея. Но ничего интересного там для Беларуси так и не произошло. Ну разве что обещания начать переговоры с ЕС о визах, да признание Макея, что он лично присутствовал 19 декабря 2010 года в так называемой ситуативной комнате, откуда руководили подавлением многотысячной акции протеста в центре Минска. Затем, как известно, последовали массовые репрессии и аресты почти всех кандидатов в президенты. А сам Макей оказался в «черном списке» ЕС. Естественно, его оценка тех событий соответствовала официальной версии о штурме демонстрантами Дома правительства, в которую далеко не все верят, считая это провокацией.
Трудно сказать, как Макею событие трехлетней давности напомнил нынешний Евромайдан в Киеве, о котором министр мог судить не понаслышке. Там тоже сегодня говорят о штурмах административных зданий. Примечательно, что на этот раз буквально на одном дыхании Макей после Вильнюса оказался в украинской столице, где 5-6 декабря состоялась встреча глав МИД стран-участниц ОБСЕ. Некоторые ее участники, в том числе и генсек ОБСЕ, посетили Евромайдан, чтобы лично убедиться в проевропейских настроениях украинских граждан. Были там и гости из Белоруссии, среди которых, естественно, белорусского министра не было.
Читайте также: Бжезинский - Россия, как и Украина, станет настоящей демократией
Если в Вильнюсе В. Макей оповестил всех о намерениях белорусского режима наконец-то начать переговорный процесс с ЕС о совершенствовании визового режима, ни слова не сказав об односторонней «заморозке» приграничных соглашений с Польшей и Литвой, то в Киеве он уже говорил о необходимости реформирования целого пространства ОБСЕ. Но ожидаемого резонанса от этих деклараций, на который рассчитывали в Минске, так и не произошло.
Очевидно, что отмена нынешнего «черного списка» ЕС остается главным условием в декларированных В. Макеем переговорах с ЕС. А для Брюсселя таким условием остается проблема политзаключенных, существование которых в Минске не признают. Так что воз и ныне там. И перспективы реальной нормализации отношений с ЕС представляются более туманными, чем, к примеру, с Украиной. Там все же президентская власть испытывает реальный прессинг общества, стремящегося в Европу.
Что касается заявлений главы МИД Белоруссии о необходимости реформирования ОБСЕ, то при всех лозунгах «интеграции интеграций», стремления Минска вместе с Москвой реформировать ОБСЕ так, чтобы просто «усыпить» ее такой институт как БДИПЧ, способны вовсе для Беларуси еще сильнее закрыть «окно» в Европу. Общепринятым стандартам проведения демократических выборов группа постсоветских стран предлагает свои, эсэнгешные. Кстати, в этой группе энтузиастов до сих пор особо не замечена была Украина, председательствовавшая в этом году в ОБСЕ, а в следующем в СНГ.
Надо полагать, в дальнейшем напор этих энтузиастов ОБСЕ будет уже испытывать в другом формате—ОДКБ. Как известно, во время министерской встречи стран-участниц ОБСЕ в Киеве, свою, как было сказано, неформальную встречу провели министры шести стран-участниц ОДКБ, которые все являются членами СНГ. Как почти и все страны ЕС являются членами НАТО. С обеими структурами также связана двусторонними документами и другая «шестерка - стран-участниц Восточного партнерства ЕС. Но сегодня Евромайдан вынуждает подойти к такому партнерству по-новому. Об этом в частности заговорил глава МИД Эстонии.
Он считает, что последние события в Украине свидетельствуют о необходимости пересмотра программы Восточного партнерства ЕС и сделать ее более современной. По мнению У. Паэта, необходимо разработать конкретные программы для каждого из государств и исходить из того, что те сами хотят, к чему они готовы и куда дошли в своем внутреннем развитии. И тут, как представляется, уместным будет напомнить и о роли НАТО. Тем более, когда о видах Альянса на Украину уже обмолвился Алексей Пушков, глава думского комитета по международным делам. Он уверенно прогнозирует повышение активности НАТО на постсоветском пространстве после провала евросоюзного Восточного партнерства. Думается, его размышлизмы сродни кремлевским антизападным фобиям.
Можно напомнить, что расширение НАТО на Восток прервала «пощечина Путина» - августовская война России с Грузией. А с приходом к власти Януковича прекратились разговоры о натовских перспективах Украины. Но именно разговоры.
Также по теме: Почему манифестанты на Украине не добьются своего
По словам кремлевского «ястреба» Д.Рогозина, как оказалось, все подписанные документы о всестороннем сотрудничестве Украины с НАТО успешно продолжают работать. И сегодня во время разразившегося политического кризиса в стране различные эксперты все чаще стали напоминать об одном из них— Хартии о стратегическом партнерстве Украина—НАТО 2009 г. Ее рассматривают, как возможность задействовать политико-военную организацию в случае экономического и политического давления.
Очевидно, что такое давление Москвы началось за пару месяцев до Вильнюсского саммита и известно, чем закончилось. Как полагают украинские и иные эксперты, теперь для Киева настал момент, когда должна быть проявлена политическая воля отстоять интересы украинского государства с помощью Североатлантического альянса и его членов. Авангардом среди них может стать Польша. По словам ее президента Коморовского, Варшава готовит новый план помощи Украине. Детали плана, пока, не разглашаются.
При этом следует отметить, что в документах НАТО закреплено ведущее значение стабильного экономического развития в обеспечении международной безопасности. А уж о реальной угрозе территориального раскола 45-миллионной Украины не напоминает сегодня разве что ленивый.
Не представляется очевидным, что нынешние заботы НАТО в Афганистане смогут полностью затмить европейскую драму, происходящую сегодня в Украине. Есть некоторые основания полагать, что к такому пониманию постепенно приходят и белорусские наблюдатели. Особенно активная часть молодежи и индивидуального предпринимательства, которым милее ЕС, а не запущенный ТС. А также, несмотря на все визовые ограничения, литовское и польское окна в Европу. Все они воспринимают символичным появление именно сегодня информации, что на боевое дежурство на аэродроме Барановичи в Беларуси заступило истребительное авиационное звено российских Военно-воздушных сил. А уже в следующем году в Беларуси будет развернута российская авиационная военная база в составе истребительного авиационного полка.
Следует отметить, что планы по размещению российской авиабазы в Беларуси вызвали негативный резонанс среди оппозиции и части белорусского общества. После оранжевой революции они в полной мере ощутили преимущества безвизового украинского окна в Европу. Да и демократических свобод в самой Украине. А сегодня другими символами для белорусов становятся вкопанный министрами Кожарой и Макеем первый пограничный столб между двумя странами, «зачистка» независимых СМИ и столь знакомые для минчан действия органов и спецназа в отношении проевропейских украинцев.
Сегодня и в Киеве, и в Минске можно услышать примерно такие рассуждения о своих руководителях: «очень опасный, когда не знает что делать». Может быть, обещанный экс-президентами украинский «круглый стол» что-то дельное подскажет, что делать действующему президенту. Зато в соседней Беларуси таких советников для «застолья» с оппозицией просто нет. Там - тишина. Однако, дикий рост цен и т. д., чем дальше, тем больше ее делает обманчивой. И все чаще ее граждане смотрят на украинское окно в Европу, думая о своем возможном «застолье» с властью.