Недавние президентские выборы в Грузии положили конец эпохи Саакашвили, а вместе с ней исторического периода, получившего название «революции роз» (2003-2013гг.). Возникает вопрос, а не связаны ли последние события в Грузии с возвращением России на Кавказ?
«Цветные революции», можно рассматривать как своего рода подтверждение теории политолога Збигнева Бжезинского о том, что они являются своего рода санитарным кордоном, который пытается сдержать распространение влияния России на постсоветском пространстве, в первую очередь, на такие страны как Украина, Грузия, Киргизстан.
Начало работы Михаила Саакашвили на посту главы государства было многообещающим. Ему удалось буквально за несколько недель покончить с коррупцией, навести порядок в своевременной выдаче зарплат бюджетникам, а также бесперебойной подачи воды, газа, электричества населению страны.
Саакашвили смог усмирить мятежную республику Аджарию, которой руководил Аслан Абашидзе, и тем самым вернуть Грузии важный морской порт Батуми, а также взять под полный контроль Панкисское ущелье, где действовали чеченские мятежники.
К заслугам Саакашвили также можно отнести принятие официальных символов Грузии: государственного флага, гимна и герба.
Неудачи, постигшие Грузию, обусловлены провалами во внешней политике, неспособности руководства страны с одной стороны построить дружественные отношения с Вашингтоном, с другой стороны, избежать враждебности по отношению к России.
Саакашвили поверил в то, что может рассчитывать на поддержку Буша, когда он пожелает, даже в случае начала военных действий против Южной Осетии, которая была подконтрольна Москва.
Однако в действительности это оказалось не так. Военная авантюра Саакашвили в 2008 году чуть не стоила Грузии потери государственной независимости.
Проблема заключалась еще и в том, что вызовы, с которыми столкнулось грузинское общество, нельзя было решить в течение одного президентского срока.
За двухсотлетнее т присутствие России на Кавказе, в Грузии сложилась прекрасная система среднего и высшего образования, чего нельзя сказать о доставшемся в наследство от СССР судебной системы, гражданского и уголовного кодекса.
Выдавливание русского языка
Еще со времен Советского Союза, власти пытались бороться на Кавказе с местными обычаями и традициями, такими как, например, похищение невесты. Однако безуспешно.
Грузия, столкнувшись с проблемой строительства национального государства, должна была в первую очередь определить приоритеты.
В начале 20-го века грузинский писатель и общественный деятель Илья Чавчавадзе сказал, что настоящий грузин «должен обязательно говорить на грузинском языке и подчиняться власти Патриарха Грузии».
На территории Грузии проживает 52 этнических меньшинств (в том числе анимисты), что создает ряд интеграционных проблем непонятных для Западной Европы.
Как, например, можно поддерживать единство страны при наличии такого этнического многообразия?
Стремление официальных властей Грузии любым путем вытеснить русский язык, который всегда служил языком межнационального общения, и заменить его грузинским лишь усугубляет проблему.
Как можно объяснить, что в православной стране министр внутренних дел является католиком?
Проблемы в Грузии не имеют внутренних причин, они возникли из-за неспособности руководства страны правильно построить дружеские отношения с Вашингтоном и неумения избежать враждебности по отношению к России.
Саакашвили возомнил себе, что он может рассчитывать в любое время на помощь Джорджа Буша, даже в таком вопросе как военная операция против Южной Осетии, которую поддерживала Москва.
Однако он просчитался, и военная авантюра летом 2008 года привела к вторжению российских войск на территорию Грузии. Лишь вмешательство французского президента Саркози спасло Грузию от потери ее независимости.
«Ястребы» в Москве в качестве военного трофея получили Абхазию и Южную Осетию. Они не преминули воспользоваться ситуацией, и тут же провозгласили свою независимость от Грузии, о которой мечтали, начиная с Октябрьской революции.
«Минивойна» (с тысячами погибших, никто не знает их точное число) привела к усилению внутреннего и внешнего противостояния. В Грузии оппозиция организует массовые уличные акции протеста, многие были уверены в том, что дни Саакашвили сочтены. Но президент Грузии сумел выстоять и продержаться до окончания срока своего мандата.
Самый богатый человек Грузии вступает в игру
Кавказ играет важную роль для ведущих мировых игроков. Через территорию Грузии, Москва имеет прямой выход в Армению, которая является союзником России, а также на Ближний Восток.
В свою очередь, Турция проявляет интерес к Грузии, так как через ее территорию открыт прямой доступ в Центральную Азию. В настоящее время мы наблюдаем, как в этом регионе развертывается борьба между Севером и Югом, столь характерная для времен Крымской войны.
Более 50% внешнеторгового оборота Грузии, до введения Москвой торгового эмбарго, приходилось на Россию. Введение запрета на поставки в Россию грузинской сельскохозяйственной продукции, а также высокие торговые пошлины практически уничтожили аграрный сектор закавказской республики.
Доходы граждан Грузии сократились на 25%, так как более половины населения страны проживает в сельской местности.
Правительство Грузии в сложившейся обстановке делает ставку на привлечение иностранных инвестиций и развитие туризма. Для этого Тбилиси необходимо, по крайне мере, хотя бы создать видимость стабильности и безопасности в стране. Однако Россия делает все возможное, чтобы этому воспрепятствовать.
К этому следует добавить изменение политической карты мира: приход в Белый дом Обамы, а также вето на вступлении Грузии в НАТО в 2009 году по инициативе Германии и Франции.
«Оранжевая революция» на Украине также подлила масла в огонь.
Конец был неизбежен.
Именно в это время на политической сцене появляется самый богатый человек в Грузии — Бидзина Иванишвили. Всем туристам, приезжающим в Тбилиси в качестве достопримечательности показывают возвышающийся на горе огромный дворец Иванишвили. По итогам парламентских выборов в 2012 году избирательный блок «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», возглавляемый Иванишвили получил больше половины мест в парламенте Грузии, и он становится премьер-министром.
Вступив в должность главы правительства, первым шагом Бидзина Иванишвили стал арест министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили.
На выборах 2013 года кандидатом в президенты Грузии от объединения «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», был выдвинут экс-вице премьер грузинского правительства Георгий Маргвелашвили, который победил, и стал новым главой государства.
Эра Саакашвили закончилась.
Кавказ без антироссийских героев
Как изменится ситуация на Кавказе с уходом с политической сцены главного антироссийского героя?
Грузия, наверное, единственная в регионе страна, где оправдались оптимистические прогнозы политологов, по крайней в мере, это касается мирной передачи власти в стране.
Теперь, что касается стратегии.
Грузия не будет слепо следовать политике сближения с Западом, как этого хотел Саакашвили, в тоже время будет дистанцироваться от Москвы, несмотря на давление Путина. Примером тому могут служить последние события на Украине.
Однако Кавказ по-прежнему будет оставаться важным стратегическим регионом, в первую очередь, для России и Турции.
Без территории Грузии Россия не имеет прямого выхода к своему союзнику — Армении, которая граничит с Ираном и Турцией.
Через территорию Грузии, Москва также сможет иметь прямой выход на Ближний Восток.
Турция также проявляет заинтересованность в развитии отношений с Грузией, чтобы получить доступ в Центральную Азию, где практически все страны, за исключением Таджикистана говорят на тюркских языках.
На Кавказе складывается ситуация похожая на события Крымской войны, соперничество Севера и Юга.
Кавказский регион по своему значению становится похожим на Панамский канал, именно здесь должны пройти газо- и нефтепроводы из Центральной Азии в Европу (проект Набукко).
Для этого предпринимаются попытки вытеснить Россию с Кавказа, что не может не беспокоить Кремль. Времена благополучия и спокойствия уходят в прошлое.
К этому следует отнести усиление влияния Китая в регионе, стремление «азиатского тигра» закрепится на энергетическом рынке Центральной Азии, пользуясь европейской застенчивостью и ослаблением России.
Такие понятие как реализм и равновесие власти никогда не играли существенной роли в международных отношениях.
Блокада Ирана также оказывает влияние на ситуацию на Кавказе. Нефтепроводы, проложенные по территории исламской республике, могли бы быть более дешевыми по сравнению с другими вариантами.
В сложившейся ситуации остается только ждать и надеется, что в российско-грузинских отношениях, наконец-то возобладает здравый смысл и принцип добрососедства.
Хотелось бы верить, что возможно в ближайшем будущем и ситуация вокруг Нагорного Карабаха перестанет быть «яблоком раздора» в отношениях Армении и Азербайджана.