Во вторник Уругвай привлек к себе всеобщее внимание принятием закона, регулирующего производство, распространение и продажу марихуаны. Это беспрецедентный и единственный в мире закон, вызывающий неоднозначную реакцию. После утверждения Сенатом текста закона эта страна с 3,3 миллиона жителей становится первой, кто в законодательном порядке разрешил торговлю марихуаной в тот самый момент, когда предлагаются новые методы борьбы с наркоторговлей в Латинской Америке.
Законопроект, одобренный Палатой представителей 31-го июля с некоторыми поправками, был принят Сенатом в окончательном чтении 16 голосами «за» (все сенаторы представляют проправительственный «Широкий фронт») и 13 «против». После длившихся 13 часов обсуждений принятие закона было встречено аплодисментами в зале и восторженной реакцией активистов, ожидавших результата голосования снаружи.
Закон разрешает лицам старше 18 лет выращивать в домашних условиях до шести кустов конопли, а вес производимой марихуаны не должен превышать 480 граммов в год. Кроме того, разрешено выращивание конопли в садоводческих товариществах (не больше 99 кустов), состоящих из 15 - 45 членов, а также продажа марихуаны в специальных аптеках в количестве не более 40 граммов в месяц на покупателя, который предварительно должен в обязательном порядке зарегистрироваться.
Легализация марихуаны в Уругвае идет в одном русле с целым рядом либеральных законов, принятых за последний год в этой стране, в частности разрешающих однополые браки и отменяющих уголовное преследование за аборты.
Представители проправительственного «Широкого фронта» заявили в верхней палате парламента, что закон в первую очередь преследует цель «свести до минимума риски и вред от употребления марихуаны». На нее приходится 80% общего количества употребляемых в Уругвае наркотиков. Согласно оценкам властей, количество людей, употребляющих марихуану в этой стране, достигает 120 тысяч, хотя общественные организации считают, что оно достигает 200 тысяч.
В ходе заседания, за которым следили десятки журналистов со всего мира, представитель «Широкого фронта» сенатор Роберто Конде (Roberto Conde) оправдал данную меру тем, что «проблемы, порождаемые наркоторговлей в Уругвае, не могут ждать согласованного решения многосторонних организаций», а неэффективность уголовного преследования за употребление марихуаны заставили правительство Хосе Мухики (José Mujica) искать другие способы решения этого вопроса.
Законодатель заявил, что закон направлен на достижение баланса между личной свободой и здоровьем человека, а также на устранение существующего «юридического несоответствия». В Уругвае было разрешено употребление марихуаны, но не ее производство и продажа, что, по мнению сторонников принятия закона, заставляло потребителей покупать ее на черном рынке. «Речь идет не о создании рынка марихуаны, а о регламентации того рынка, который сейчас находится в руках наркоторговцев».
Законопроект, одобренный Палатой представителей 31 июля с некоторыми поправками, по-прежнему кажется оппозиции неубедительным, поскольку занижает опасность марихуаны и необратимые последствия ее употребления в долгосрочной перспективе, в частности отрицательное влияние на учебу, заявил врач и бывший министр здравоохранения Альфредо Солари (Alfredo Solari), сенатор от Партии Колорадо. Как заявил Национальный совет по наркотическим веществам, 80% молодых людей, признавших факт употребления ими наркотиков, пошли на это из любопытства.
Оппозиция назвала законопроект недоработанным и предрекла его провал, который может привести к неуправляемости, а вовсе не к контролю над рынком. Оппозиционные партии также высказывают озабоченность тем, как будет осуществляться контроль за продажей марихуаны, чтобы не допустить злоупотреблений в этой области. Хотя для приобретения марихуаны необходимо будет пройти процедуру официальной регистрации, и в Уругвае не будет кофешопов (coffee shops) по образцу Амстердама, поскольку антитабачный закон запрещает курение в закрытых общественных местах, сенатор от Национальной партии Хорхе Ларраньяга (Jorge Larrañaga) задал вопрос о том, что будет с излишками марихуаны, которые образуются у потребителей, и какие меры намерены предпринять власти, чтобы не допустить неконтролируемого рынка «официальной марихуаны».
Споры велись также по поводу того, что в своих заявлениях для СМИ президент Мухика назвал данный закон «экспериментом», признав, что власти не готовы в полной мере к его исполнению. Кроме того, глава государства обратился к международному сообществу с просьбой о содействии эффективности закона, выразив одновременно готовность отменить документ, если он не принесет ожидаемых результатов. Сенатор от Партии Колорадо Педро Бордаберри (Pedro Bordaberry) ответил на это, что «уругвайцы не подопытные кролики».
В ответ на довод о борьбе с наркоторговлей Солари заявил, что «Монтевидео - это не Тихуана, а Уругвай - это не Парагвай. Мы не находимся в эпицентре борьбы с наркоторговлей или чего-то подобного». Бывший министр здравоохранения предупредил, что Уругвай может превратиться в «центр международного распространения наркотиков, как того опасаются соседние страны». Ввиду повышенного внимания, которое привлек данный шаг в мире, сенатор обратился к странам, приветствующим принятие закона: «Если его последствия окажутся негативными, будьте готовы к тому, чтобы совместными усилиями их устранять и возмещать те потери, которые могут оказаться необратимыми».
Еще предстоит решить вопросы о том, какие кусты можно будет выращивать, о регистрации потребителей (что вызвало среди них определенное недовольство) и о конечной цене. Правительство стремится предложить более дешевую марихуану и лучшего качества, чем та, которую можно купить на черном рынке. Национальный совет Уругвая по наркотическим веществам предупредил, что для конкурентоспособности продукта его цена на рынке должна составлять один доллар за грамм.
После того, как закон будет одобрен, правительство в 120-дневный срок должно разработать регламент, который даст окончательный ответ на эти вопросы. Если все сроки будут соблюдены, первые лицензии на производство марихуаны будут выданы во второй половине 2014 года, и тогда же появятся первые легальные плантации конопли. Относительно участия государства в производстве марихуаны представитель президента Диего Канепа сообщил журналистам в кулуарах, что «государство может взять на себя часть производства, хотя предпочтительная форма - это выдача лицензий под строгим государственным контролем». Планируется, что этот контроль будет осуществлять Институт по контролю за коноплей, который создается специально для этой цели. Именно этот организм будет выдавать лицензии на производство и реализацию марихуаны. «Все это будет зафиксировано в регламенте», - сообщил Канепа.
Сторонники закона в приподнятом настроении собрались перед парламентом под большим зеленым плакатом с надписью: «Взращивая свободу, Уругвай растет». «Сегодня у нас есть повод радоваться, этот день войдет в историю как последний день глобального запрета. Впервые предрассудкам и условностям брошен прямой вызов в пользу развития рыночных отношений», - заявил нашему корреспонденту Мартин Кольядо, пресс-секретарь неправительственной организации «За ответственный рынок», которая сыграла ключевую роль в кампании по легализации марихуаны, продлившейся полтора года.
Впрочем, после полутора лет ожесточенных споров граждане Уругвая не единодушны в своем отношении к «эксперименту». Хотя 74% уругвайцев высказываются за использование марихуаны в медицинских целях, согласно опросам социологической службы Equipos Mori, 61% населения не поддерживают новый закон. Эти результаты опроса общественного мнения, опубликованные агентством CIFRA в сентябре, не слишком отличаются от прошлогодних за июль 2012 года, когда против легализации наркотика высказались 66% жителей страны. Фармацевты Уругвая также решительно против того, чтобы марихуана продавалась в аптеках в свободном доступе.
Добро пожаловать в клуб
Голландия. Голландское законодательство в отношении марихуаны – это исключительный случай в Европе. Амстердам считается в Старом Свете раем для курильщиков косяков со всего мира, которым разрешается свободно предаваться своей страсти в специальных кофешопах, заведениях, имеющих разрешение на публичную продажу конопли и продуктов из нее. Предыдущее правительство приняло в 2012 году закон, обязывающий посетителей кофешопов иметь членский билет и ограничивающий их контингент гражданами, постоянно проживающими в стране. Это последнее требование поддержало и нынешнее левоцентристское правительство. Но мэрия Амстердама нашла лазейку в законе, чтобы разрешить иностранцам посещать кофешопы: из 7 миллионов приезжающих в Голландию туристов полтора миллиона с удовольствием этим пользуются.
Германия. Буквально пару недель назад власти одного из берлинских районов поддержали инициативу разрешить продажу и потребление марихуаны в специальных заведениях на манер голландских кофешопов. Чиновники рассчитывают, что эта мера, которой еще только предстоит пройти необходимые процедуры согласования, поможет улучшить криминогенную ситуацию в районе, связанную в первую очередь с незаконной торговлей наркотиков на улицах.
Испания. В Испании кофешопы запрещены, но - особенно в больших городах - существуют частные клубы, которые нелегально выращивают марихуану и гашиш и продают их в своих заведениях только для членов клуба, указывая в учредительных документах, что это делается в терапевтических целях. Власти Барселоны заявили, что намерены положить конец подобной практике и усилили проверки таких ассоциаций. Пробел в законе относительно их деятельности стал очевиден в начале 2012 года, когда мэрия поселка Раскера (Таррагона) сдало в аренду подобному клубу сельскохозяйственные земли под плантации конопли. Суд аннулировал договор аренды, но поселковые власти обжаловали решение. Это вызвало бурную полемику в испанском обществе, а парламент Страны Басков, автономной области Испании, принял закон, регулирующий клубное потребление марихуаны.
Мексика. Мексиканская Партия демократической революции внесла предложения отменить уголовное наказание за потребление марихуаны в терапевтических целях на территории столицы. Эта инициатива вызвала большой общественный резонанс. Теперь прогрессисты хотят поднять вопрос о частичной легализации наркотика на территории всей страны.
Тысячи уругвайцев празднуют принятие закона
В праздничной атмосфере сторонники легализации марихуаны в Уругвае отметили принятие нового закона на площади перед парламентом страны, первой в мире полностью легализовавшей производство, продажу и потребление марихуаны.
Под барабанный бой и разрывы петард тысячи людей стекались под большой зеленый плакат: «Взращивая свободу, Уругвай растет».
«Я пришла сюда, потому что просто не могу поверить в это. Я выросла в страхе и всю жизнь сама боялась за своих детей. Это очень важный шаг вперед для Уругвая. Я счастлива», - говорит 57-летняя Сесилия Лопес, которая вместе с другими держит плакат.
У нее двое сыновей - 21 и 25 лет, - и ее совет всем родителям: «Не бойтесь разговаривать со своими детьми». Сесилия уверена, что новый закон представляет собой не столько угрозу наркотрафику, сколько признание «индивидуальной свободы». «Я надеюсь, что опыт Уругвая будет позитивным, и его возьмут на вооружение другие страны мира».
Закон разрешает совершеннолетним уругвайцам устраивать собственные мини-плантации конопли (не более шести кустов в год), а также, зарегистрировавшись в едином государственном реестре потребителей марихуаны, приобретать по 40 граммов вещества в месяц в специальных клубах или аптеках, имеющих соответствующие разрешения.
Курение марихуаны, как и курение табака, запрещено в закрытых общественных местах. То же самое касается рекламы марихуаны. Все лицензии на производство и продажу марихуаны будут выдаваться государственными органами.
Мариана, 21 год, и Гастон, 19 лет, тоже пришли на площадь, чтобы присоединиться к демонстрантам. «Мы следили за полемикой, за опросами общественного мнения. Нам этот закон кажется правильным», - говорят молодые люди. Гастон добавляет: «Мы никому не мешаем. Кто не хочет, пусть не курит. Но мы все теперь стали свободнее».
Комментарии читателей
Я хотел лишь поздравить правительство и народ Уругвая с тем, что они решились на легализацию продажи марихуаны, в отличие от лицемерной позиции США. Я желаю, чтобы легализация производства, продажи потребления марихуаны пошли Уругваю на пользу, поскольку, если эта мера принесет положительные результаты, ей последуют другие государства региона, страдающие от насилия, связанного с незаконной торговлей наркотиками. Марихуана наименее вредный из наркотиков. Шаг, сделанный Уругваем, имеет огромное значение.
Magdalena de Pedro Sanjuán De Pedro
Полностью поддерживаю данную меру. Но учтите, далеко не всем она понравится. Здесь переплетается очень много интересов. Главное, чтобы осуществлялся контроль за качеством, не было возможности шантажировать потребителя. А если ввести небольшие налоги, которые можно будет направить на благие цели, то еще лучше. Я высоко ценю смелый шаг президента. В любом случае, этот наркотик самый безвредный, с другими, наверное, возникнут проблемы. Это все же хоть какая-то отдушина для потребителей.
Тогда надо прекратить уголовное преследование во всех странах, ввести международную норму аналогичного контроля, подобно тому, как контролируется качество медикаментов, отпускаемых по рецепту врача. Является ли алкоголизм социальной язвой и серьезной проблемой для здоровья? Да! Является ли курение социальной язвой и проблемой для здоровья? Да! Является ли наркомания наихудшей из социальных язв и проблем для здоровья из всех существующих на сегодняшний день? Однозначно - да. Если перед нами стоят эти три социальные проблемы, то почему мы с таким упорством стремимся заполучить четвертую, самую острую и кровоточащую из всех: наркоторговцев? Давайте же избавимся от наркоторговцев, лишив их товара. Давайте спасем жизни, деньги и средства. И сосредоточимся на воспитании людей и помощи тем, кто хочет вылечиться. Есть известная истина: проще контролировать то, что легализовано, чем то, чем управляет лишь организованная преступность.
Будем надеяться, что через 10 лет многие другие латиноамериканские страны последуют этому примеру. Это будет хорошей новостью для демократии. В противном случае наркоторговцы будут и дальше разрушать эти государства. Мы уже видели, к чему приводят запреты (Мексика, Сальвадор, Колумбия погрязли в коррупции и насилии). Настало время попробовать альтернативные пути. Нельзя вечно жить, как в Чикаго 20-х годов прошлого века.