В прошлую среду в Таллине в медиа-клубе «Импрессум» выступил известный писатель, журналист, многодетный отец и просто интересный собеседник Захар Прилепин. В интервью Delfi он рассказал о том, почему Украине не стоит рваться в Европу и какими качествами обязательно должен обладать писатель.
Таллин, по словам писателя, — уже 16 город в его турне — и каждая встреча с местной публикой уникальна в своем роде.
«Сейчас я нахожусь на затянувшихся гастролях. В Саратове мы пели с моим товарищем-рэпером, в Италии я представлял перевод романа ”Черная обезьяна”, потом приехал Рим, потом в Хельсинки, где просто встречался с разными людьми, говорил о политике, читал лекции студентам. В Риге была встреча в библиотеке Задорнова — он меня пригласил.
Нет смысла определять формат встречи — если люди хотят о чем-то поговорить, я поговорю — и о литературе, о жизни, о политике, об Украине, о межпланетных войнах и о кино».
- На тему Украины вы активно высказываетесь в своем блоге и на страницах СМИ…
- Я все жду, когда там произойдет что-нибудь совершенно необычайное, обрушится власть или кто-нибудь введет войска, или в небе над Средиземным морем встретятся истребители НАТО, бомбардировщики Венгрии и Польши…
- Вы весьма скептически относитесь к тому, что Украина попадет в Европу… Эстония — в Европе, и у нас все нормально!
- Я отношусь скептично не к тому, что Эстония или Украина попадет в Европу. Я в целом отношусь скептично к новейшей европейской цивилизации.
Я думаю, что тот вектор, который выбрала для себя Украина, не принесет ей радости. Но не стоит сравнивать Украину с Эстонией. И для Эстонии Евросоюз не стал панацеей от ее экономических неурядиц, а для Украины последствия будут еще более тяжелыми. Да и никто в ЕС ее не возьмет, никто ее не ждет здесь.
У меня есть некоторый опыт перемещения по странам. Например, Италия, которую я посещаю в десятый или двенадцатый раз за два года. Видно, как у людей меняются лица. Это не похоже на страну, которая живет на пике цивилизации. Итальянцы не веселы, они не источают свой традиционный итальянский оптимизм. С чего Украина взяла, что им будет хорошо, когда Италии плохо?
И дело тут не в экономике. Это этническая революция — Украина не хочет иметь ничего общего с Россией. Я спокойно к этому отношусь, но если этнос верит, что все его проблемы от России, то он ошибается…
- А давайте не о политике, а о литературе. Вы просто взяли и написали хорошую книгу, которая сразу нашла своего читателя. Многие люди имеют и талант, и фантазию, и белого листа не боятся, но книгу написать никак не могут. Какими качествами должен обладать писатель?
- Я думаю, что есть несколько вещей, которые необходимо учитывать человеку, который начинает заниматься литературой. Во-первых, это маниакальная влюбленность в свое дело. Я знаю огромное количество молодых ребят, которые пишут, но они очень мало знают, мало читают — они думают, что они пришли с каким-то своим очень важным словом и все должны обратить на них внимание.
Во-первых, у них достаточно однотипные тексты — мальчики о своей необычайной мужской пассионарности и потенции, и девочки о том, как страстно в них влюбляются. При этом в письмах они напрямую признаются, что ничего не читают, мол, я ничего читаю, я даже вашу книгу не читал, Захар, но вы мою прочтите.
Я даже нисколько не сержусь. Я понимаю, что ничего у этого человека никогда в жизни не получится, потому что, если ты не распахнут миру, не любопытствуешь ему, почему мир должен тебе любопытствовать?
Каждый из нас любит себя и считает, что его уникальность не имеет аналогов. А вдруг выясняется, что она имеет аналоги. Любой человек, который приходит в искусство, должен иметь какие-то уникальные, не имеющие аналогов, признаки таланта. Как у Есенина было: ”Петь по-свойски, даже как лягушка”.
- Но ведь говорят же, что все, что могло быть написано, уже написано.
- Это неправда, такое можно было сказать после того, как появилась античная культура или после немецкой музыки 18-19 века, или после русской классической литературы 19 века. Но после этого много замечательных вещей произошло. После античной литературы появилась немецкая философия, после немецкой музыки появились Шостакович, Рахманинов — и так далее.
И сегодня есть в мире Джулиан Барнс, Джонатан Франзен, Джонатан Литтелл, Орхан Памук. Из крупнейшей литературы есть совершенно очевидные литературные гении, которые составляют соль человечества и смысл его существования. Или мы считаем, что раз все написано, то основная функция человека — потреблять?
- А какая у человека функция?
- Функция человека — нести и не растерять в себе свое божественное предназначение, стать больше, чем человек, больше своей собственной прихоти и слабости, выйти за пределы человеческого в себе. Преодоление в себе низости человеческой и выход в высшие духовные сферы.
Мы смотрим голливудские фильмы и еще какие-то вещи потребляем, и нам даже в голову не приходит, что это тоже производные от героизма, мифологии, мифопоэтической структуры человеческого сознания. Поэтому американское кино так часто обращается к греческой мифологии и римской мифологии, пытается как-то ее наследовать. Они понимают, что только таким образом можно формировать самосознание нации. Иначе она распадется и придут другие народы — может быть, более молодые, но с гораздо более агрессивным отношением к жизни, у которых есть представление о том, что такое доблесть, честь, поэзия. А если у нас уже ничего нет, значит, нам и нет места на земле.
- А можно ли сказать, что человека — во всем его несовершенстве, — формирует современная культура, СМИ, телевидение? Или все-таки спрос определяет предложение?
- В постсоветской России нам казалось, что сейчас человек отринет пережитки абсолютизма, выдавит из себя раба, станет новым образцом замечательного человеческого поведения. А вместо этого народился новый российский хам, потребитель совершенно отвратительной телепродукции, поклонник Малахова, читатель порнографических газет. В это превратилась половина общества. В количестве читателей и слушателей хорошей музыки, посетителей театра Россия Советскому Союзу проигрывает многократно.
Журналистика вместо того, чтобы повышать планку человеческого восприятия, все ниже и ниже ее опускает. Если это не окупается и не приносит дивиденды, то ”ребят, извините, будем кормить вас суррогатом, потому что вы сами этого хотите”.
Однажды проводили новогодний огонек. Его вел, по-моему, Олег Меньшиков, там были Борис Гребенщиков, Александр Скляр. Сделали очень стильный и красивый огонек, но рейтинг был ниже всех остальных ”огоньков”, потому что смотреть на Борю Моисеева и прочих упырей под руководством Аллы Борисовны народу приятнее. И вот мы из года в год наблюдаем эту бесовщину.
Народ это хавает, а государство говорит, раз едят, то пусть едят. Потому появляются шоу экстрасенсов, программы под условным названием ”полезай за мной в замочную скважину, — это не так стыдно, как тебе может показаться”, ”перетряхнуть бельишко” и прочие.