Арктика – это регион с баснословными богатствами и символичным значением, однако в то же время это пустынное место, откуда уезжает население. Почему Россия размещает солдат именно здесь?
Деревня Териберка похожа на поселение призраков. Пустые дома с выбитыми окнами, разбитые лодки на берегу, старые автомобили. Ландшафт довольно скудный – камни, лед, снег и вода. Териберка расположена на берегу Баренцева моря за Полярным кругом.
Поздней осенью световой день составляет всего несколько часов, в декабре начинается полярная ночь. Несколько мужчин каждое утро ровно в 11 часов выходят на улицу – с этого времени в небольшом магазинчике начинают продавать алкоголь. В 12 часов открывается магазин, расположенный напротив. Между 12 и 13 часами здесь продается молоко из соседнего колхоза, с 13 до 14 – мясо. В 14 часов магазин закрывается.
«Териберка умирает, здесь больше нет работы», – говорит Валентина Вендина. Ей 77 лет. Большинство жителей этого поселка, а их около 300 человек, пенсионеры. Она приехала сюда еще в советское время из города на Урале. Здесь были и зарплаты выше, и присутствовал романтический дух освоения севера.
С конца 80-х годов начался отток населения. В трех километрах от деревни, в селе Лодейное, есть фельдшер и небольшая школа. Здесь проживает почти 1000 человек. В 50-ые годы жителей насчитывалось 5000. И здесь большинство домов также пустует.
Раз в два дня приходит автобус из Мурманска, расположенного в 140 километрах отсюда. Дорога проходит по заснеженной пустыне: чем дальше от Мурманска, тем меньше становятся деревья и кустарники. Почти ни одной машины вокруг. С военной базы, расположенной недалеко от дороги, взлетает самолет.
4 триллиона кубометров газа
Это российская Арктика. На бумаге это регион с баснословными полезными ископаемыми. А на самом деле – пустынная местность с плохой инфраструктурой и оттоком населения. Жители Териберки мечтали о том, чтобы их деревня вновь расцвела с началом сырьевого бума. На расстоянии около 550 километров к северу находится одно из крупнейших газовых месторождений мира, Штокмановское месторождение, запасы которого оцениваются в четыре триллиона кубометров газа.
Российский концерн «Газпром» планировал разрабатывать месторождение вместе с французской энергетической компанией Total и норвежской Statoil. В Териберке должны были построить современный порт и компрессорную станцию. Населенному пункту это принесло бы новую инфраструктуру и до 18 тысяч рабочих мест.
Часть населения беспокоилась об окружающей среде, о рыбе, грибах и ягодах, растущих в этой местности. Но большинство все-таки обрадовалось богатому будущему. Некоторые даже звали обратно уехавших детей в надежде на то, что появятся рабочие места.
В местной библиотеке все еще пылятся книги и папки с планами о развитии поселка. Но никто больше в них не смотрит. Проект был заморожен по причине проблем с финансированием. Бум сланцевого газа в США изменил рынок и сделал добычу газа в Арктике неконкурентноспособной.
Между эйфорией и реальностью
Пример Штокмановского месторождения показывает пропасть между эйфорией по поводу арктических богатств и реальностью. С одной стороны, Арктика является очень богатым сырьем регионом. Геологическая служба США выяснила в 2008 году, что 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% газа находятся за Полярным кругом, 84% из которых – на оффшорных территориях.
Освоение Арктики, конечно, связано с большими трудностями – низкие температуры, штормовая опасность, большие риски для окружающей среды. России принадлежит большая часть запасов нефти и газа на континентальном шельфе, но для добычи не хватает технологий.
«Арктика – сложный регион для инвесторов», – сказал Андрей Криворотов из компании Stockmann Development на недавней конференции в Москве. Это относится не только к российским компаниям. Shell потратила 4,5 миллиарда долларов на лицензирование и оборудование для добычи нефти на Аляске и располагает лишь одной небольшой скважиной.
Освоение Арктики в настоящий момент несовместимо с либеральной экономикой, говорит Криворотов. Это аргумент в пользу того, что российское государство должно содействовать по политическим причинам. «Ключевое слово для России в Арктике – присутствие – военное, политическое, экономическое, демографическое», – сказал он.
Северный полюс имеет символическое значение с политической точки зрения
Политический интерес к регионам, расположенным за Полярным кругом, на самом деле, огромен. С одной стороны, речь идет о притязаниях на морское дно вокруг Северного полюса, который является сейчас международным. Для расширения своего влияния, согласно правилам конвенции ООН по морскому праву, сопредельные государства должны доказать, что континентальный шельф от их берегов тянется на расстоянии более 200 миль.
О запасах нефти в этом регионе существует мало надежной информации, но с политической точки зрения Северный полюс имеет символическое значение – независимо от нефти и газа.
В 2007 году Россия с пафосом закрепила свой флаг на морском дне под Северным полюсом. Экспедиция хочет доказать в этом году, что хребет Ломоносова, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, является естественным продолжением российского шельфа.
Теперь и Канада планирует предъявить территориальные претензии в Арктике. Канадские ученые долгие годы собирали доказательства того, что морское дно вплоть до Северного полюса относится к Канаде. Заявка на расширение канадского шельфа была подана в ООН, но до конца вопрос еще не разработан, сказал министр иностранных дел Канады Джон Бэрд (John Baird) в понедельник.
Эта позиция оспаривается не только Россией, но и Данией. Вопрос будет решаться в ООН, правовые разногласия могут растянуться на долгие годы.
Размещение солдат
Тот факт, что Москва именно сейчас вновь говорит о размещении солдат у Северного Ледовитого океана, вызывает опасения. «Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна иметь все рычаги для защиты своей безопасности и национальных интересов», – сказал президент Владимир Путин в понедельник.
Речь идет о многочисленных советских военных базах, которые были заброшены 20 лет назад. Некоторые из них на протяжении нескольких месяцев восстанавливаются, другие стоят уже на очереди, сказал министр обороны РФ, Сергей Шойгу. Аэродромы на Новосибирских островах, Земле Франца-Иосифа должны снова заработать. Но после двадцатилетней паузы это означает фактически построить их заново.
Военная база на Новосибирских островах, которая была отстроена этим летом, имеет «ключевое значение для контроля над ситуацией во всем арктическом регионе», сказал Путин. Недалеко от островов проходит Северный морской путь, который с таянием ледников может начать играть большее значение.
Россия вооружается для конфликтов на севере?
Российская риторика о влиянии в Арктике в последнее время становится все более агрессивной. Протестная акция Greenpeace против бурения на газпромовской шахте «Приразломная» в сентябре была быстро остановлена. Жестокое обращение с активистами, которые провели в тюрьме два месяца, должна иметь своей целью отпугивающий эффект.
Россия вооружается для конфликтов на севере? «Если рассматривать сегодняшнее состояние российской армии, я сомневаюсь, что за всеми словами последует серьезное укрепление военного присутствия в Арктике», – сказал Федор Лукьянов из Совета по внешней и оборонной политике России.
Настоящего международного конфликта в Арктике ожидать не стоит, считает эксперт. Причины для этого должны быть невероятно серьезными. Для России важно восстановить потерянное советское присутствие, в то время как другие государства говорят о своем интересе к северу. «Но это виртуальная гонка», – говорит Лукьянов. «На практике происходит меньше, чем заявляется», – сказал эксперт.
До сегодняшнего дня все заинтересованные страны стремятся мирно, в рамках ООН, решить все споры. Есть понимание того, что Арктика – это слишком опасный и сложный регион, чтобы его разрабатывать в одиночку. Для этого и России не хватает мощностей.