Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тем, кто стремится держать религиозную жизнь где-нибудь в стороне и формировать внешнюю политику на основе двух таких понятий, как «лаицизм» и «секуляризм», следует поднять голову и взглянуть, наконец, на регион и мир. Религия - важная часть естественной силы Турции, Ирана - и России, где православие все чаще и больше демонстрирует свое влияние.

Сегодня, когда Россия вновь решительно заставляет всех почувствовать ее присутствие на тех пространствах, которые раньше были частью советской империи, а сегодня воспринимаются как ближнее зарубежье, Европейский союз и США стремятся ослабить ее влияние, как мы наблюдаем это на примере Украины.

Заблуждаются ли те, кто считает Москву абсолютным победителем в данном конфликте, который перетек на площади Украины, несмотря на катастрофический холод? Или же Путин рано или поздно превратит в реальность по крайней мере часть своей мечты о новой империи? Дальнейшее развитие событий покажет. В рамках вступления можно также упомянуть о наличии важных факторов по линии православия, которые скоро и гораздо быстрее, чем прежде, продемонстрируют свое влияние. Именно в этом состоит естественная сила России.

Если речь зашла о православии и религии, в этой связи было бы полезно вспомнить о шиитском Иране, власти которого сегодня с каждым днем все активнее пытаются перенести свои отношения с Западом на совершенно иную основу. Даже если определять Запад в географическом смысле, было бы неверно утверждать, что Иран полностью оторван от него. Отслеживание исторической динамики показывает, что, например, отношения Ирана и Германии, за исключением нескольких кризисов, продолжали развиваться и после 1979 года.

Если рассматривать Запад не в географическом, а в глобальном смысле, то можно констатировать, что Иран и вовсе не отрывался от Запада, включая союзы на линии «Россия и Китай». Вероятно, это утверждение многим покажется спорным. Но, если выразить эту мысль образно, можно сказать, что дискуссии вокруг Ирана в Турции никак не в силах высвободиться из тисков «ненависть - любовь», поэтому у нас нет возможности бесстрастно поразмышлять над этим.

Но в то же время не будем забывать, что благодаря шиизму, который является важным фактором, определяющим развитие Ирана, он приобрел обширную зону своего влияния. И, уверенно пользуясь этим, укрепляет свои позиции практически за каждым столом переговоров.

После окончания холодной войны Тегеран не видел ничего плохого в том, чтобы в процессе изменений мирового расклада сил держаться ближе к Москве. Все, кто помнит письмо аятоллы Хомейни, адресованное Горбачеву, могут подтвердить, что это любопытное письмо-призыв вместе с тем предполагает основу для масштабного сотрудничества, существующего в наши дни.

(Кстати, еще один факт, о котором можно упомянуть в скобках. Все, кто интересуется вопросом о том, каким образом Иран оказался столь влиятельным в Сирии, не устают апеллировать к такому понятию, как «мазхаб» («мазхаб» - школа шариатского права в исламе - прим. пер.). Между тем существенная часть традиционных шиитских богословов достаточно скептически относится к сирийскому нусайризму («нусайризм» - ответвление шиитского направления ислама - прим. пер.), при этом многие рассматривают нусайритов вне религии. Это сближение, а именно создание основы для союза между иранским шиизмом и нусайризмом, произошло опять же под влиянием фетвы Хомейни).

Я пишу обо всем этом по единственной причине. Тем, кто стремится держать религиозную жизнь где-нибудь в стороне, наготове, и формировать внешнюю политику на основе двух таких понятий, как «лаицизм» и «секуляризм», подразумевая под ними одно и то же, несмотря на то, что эти категории обладают разными значениями, следует поднять голову и взглянуть, наконец, на регион и мир.
Те, кто осуждает каждый шаг Турции за то, что он якобы «совершен в рамках политики, основанной на суннизме», или не догадывается о том, что какая бы то ни было страна не в силах повлиять на естественное развитие составляющих элементов своей силы, или преследует цель ослабить эту силу. Конечно, Турция не рисует дорожную карту с помощью суннитских кодов. Но такого рода утверждения вовсе не должны подталкивать Анкару к игнорированию естественных для Турции союзов или использованию пустозвонной риторики, как то: «Кто бы ни был, мы будем с ним развивать сотрудничество».

С другой стороны, сегодня проблема также состоит в том, что, вместо того, чтобы действовать как фактор естественного развития, важные элементы религиозной жизни в Турции настойчиво и упорно стремятся принять участие в споре за передел власти в Анкаре.
Результат налицо.