Atlantico: Американские ученые попросили 28 человек сходить в музей, где они должны были осмотреть 15 экспонатов и сфотографировать 15 других. На следующий день участники эксперимента гораздо лучше помнили экспонаты, которые им не нужно было снимать на камеру, и даже могли подробно описать их. Какие механизмы лежат в основе этого явления?
Ален Льери: Автором этого весьма интересного опыта была Линда Хенкель (Linda Henkel). Однако его результаты все же не столь однозначны. Студенты, которые фотографировали произведения, помнили о них хуже тех, кто просто рассматривал их. Тем не менее, когда некоторых из них просили подробно описать отдельные участки картины, они прекрасно их помнили. В целом, данная проблема касается не памяти, а внимания, как, собственно, и объясняет Линда Хенкель. Наш мозг обладает способностью фокусироваться на определенном объекте. Речь идет о механизме сфокусированного внимания: мы лучше воспринимаем, а, следовательно, и запоминаем то, что находится в фокусе. Так, например, когда вы смотрите на улице на красивую машину, то не замечаете ее окружения. Связно это со структурой нашей сетчатки: мы с максимальной четкостью можем видеть только то, что находится под очень маленьким углом в 2°, то есть всего лишь одно слово в тексте или лицо на улице. В результате наши глаза находятся в постоянном движении, а мозг объединяет все полученные изображения, чтобы создать иллюзию панорамы.
Другими словами, для паники нет никаких причин: фотографии со смартфона никак не воздействуют на память. В противном случае это проявилось бы еще с появлением фотоаппаратов. Кроме того, опыт Хенкель прекрасно демонстрирует, что чем больше вы фокусируетесь на деталях, как это делают профессиональные фотографы и критики, тем лучше вы их запоминаете. Еще один хороший способ запомнить изображение заключается в том, чтобы дать ему устное описание. Если вы озвучите то, что видите, и подберете подходящие слова или даже специализированную научную лексику, то прекрасно запомните все детали. Именно так поступают специалисты по истории искусства: они описывают произведения с помощью технической лексики и, таким образом, отлично усваивают все их детали и особенности. Такой метод называют двойной кодировкой (осмотр и вербализация увиденного).
— Но, может быть, использование камеры мобильного телефона, который всегда под рукой, все же воздействует на наше внимание к окружающему миру? Кроме того не отражается ли все более частое использование сервисов вроде Instagram на наших воспоминаниях?
— И да, и нет. Да, потому что даже если с технической точки зрения мобильные камеры и не ограничивают наше внимание или эффективное поле зрения, наши глаза все равно прикованы к экрану телефона, когда мы делаем снимок, что не дает нам с точностью рассмотреть сам предмет. Мы сосредотачиваемся на изображении предмета, а не самом предмете.
Нет, потому что если мы сфокусируемся на отдельных частях фотографируемого объекта, то запомним больше подробностей. Как мне кажется, это исследование подтверждает, что здесь нет трудностей с запоминанием, но могут быть проблемы с рассеиванием внимания. Так, многие исследования говорят о том, что мы можем делать две вещи одновременно, однако производительность при этом падает на 40-60%. Лучший и самый опасный пример — это общение по телефону за рулем. Относится это и к школьникам, которые одновременно пытаются делать домашнюю работу и писать SMS. Но это проблема появилась еще вместе с возможностью слушать музыку и смотреть телевизор. Я сам провел исследования среди учеников, и мне удалось выяснить, что эффективность падает на 40%, когда они пытаются что-то выучить, одновременно слушая музыку. В целом, это относится ко всем людям, которые пытаются сделать несколько вещей одновременно. Мораль басни в том, что лучше сосредоточиться на чем-то одном действительно важном (работа, учеба), и оставить все остальное на свободное время.
— Меняет ли это как-то наше отношение к прошлому? Сформируется ли у нас новое восприятие воспоминаний?
— Наша память не так хороша, как нам кажется, потому что мозг записывает вспышки, а затем достраивает общую картину. Отсюда и различия в рассказах друзей или пар, которые провели вместе отпуск или сходили на праздник. В то же время фотография (как классическая, так и цифровая) представляет собой точное отображение прошлого. Единственное, на чем я настаиваю, это на важности чтения. Недавнее исследование Министерства образования, в котором мне довелось принять участие, показало, что читающие подростки в среднем показывают 15% улучшение результатов в самых разных тестах. Результаты тех, кто слишком много пользуется интернетом и мобильными телефонами немного ниже средних (-5%), а те, кто слишком часто смотрит реалити-шоу обычно хуже на 15%.
Ален Льери, заслуженный преподаватель и бывший директор Центра экспериментальной психологии.