Кубинские средства массовой информации немедленно сообщают о событиях, когда в несовершенных демократических странах мира граждане выходят на улицы для протеста. Местные газеты используют такие слова, как «несправедливость», «капитализм», «эксплуатация», чтобы объяснить причины этих социальных протестов. Все меняется, если манифестации устраиваются против авторитарного режима или против какого-либо «дружественного правительства» на Площади революции. В этом случае в сообщениях используется такой набор слов как «наемники, финансируемые из-за границы»... «мятежники» или «восставшие». Народы не все одинаковы. Кажется, газеты дают слишком упрощенную оценку.
Но иногда случаются такие события, которые не входят в узкие схемы национальной печати. Например, на этой неделе происходящие на Украине события дезориентировали информационную политику Коммунистической партии. Кубинские телезрители должны были выслушивать словесную эквилибристику, осторожные и обтекаемые высказывания журналистов, обычно очень по-боевому настроенных при освещении других тем. Почему события в бывшей советской республике поставили в затруднительное положение нашу печать?
Во-первых, все еще действует старое информационное соглашение с Россией, подписанное в бытность СССР, по которому внешняя политика страны не должна критиковаться, а внутренние проблемы — обсуждаться. Поэтому рассказ об отрицательном отношении народа к президенту Януковичу, виновному в сближении с Кремлем вместо сближения с Брюсселем, становится очень скользкой темой. Согласно схеме, составленной Департаментом революционной ориентации, Европейский Союз следует жестко критиковать по любому возможному поводу. Именно поэтому нашим средствам массовой информации трудно объяснить кубинским гражданам, почему такое количество украинцев хотело бы войти в это политическое сообщество.
Перед лицом очевидного противоречия газеты предпочли путь замалчивания хода событий и свели к минимуму изображения переполненных возмущенным народом площадей Киева. Вместо этого они предпочли дать освещение событий в трактовке Кремля, рассказывая о том, что за спиной мятежников стоят иностранные государства. Через сутки после первого известия нам уже ничего конкретного не сообщали. Воображаю, что многие телезрители, как и я, задают вопрос: «Что же на самом деле происходит на Украине?» Разумеется, официальная печать не может дать ответ на этот вопрос, если она не в состоянии объективно освещать даже те события, которые происходят на Кубе.