Москва — Москва охвачена нарастающим негодованием в связи с тем, что многие россияне считают неприкрытой поддержкой западными лидерами антиправительственных протестов на Украине, а также лицемерным осуждением действий украинской полиции, которые вряд ли могут вызвать удивление у жителей Запада.
Хотя Москва часто прибегала к политике экономического шантажа в своей геополитической борьбе с Евросоюзом за верность Украины, в целом российские лидеры повели себя необычайно спокойно, когда две недели назад сторонники европейской интеграции перекрыли центральные улицы Киева, возвели баррикады возле правительственных зданий и разбили палаточный городок на площади Независимости.
Нынешний выжидательный подход Москвы в корне отличается от позиции Москвы в момент Оранжевой революции в 2004 году, когда Владимир Путин отреагировал на излияния прозападных настроений неоднократными заявлениями в поддержку восточного направления дальнейшего развития.
В отличие от российских лидеров американские и европейские чиновники курсируют по Киеву, осуждая избранное демократическим путем правительство украинского президента Виктора Януковича и нередко общаясь с протестующими на площади Независимости. К примеру, в среду, 11 декабря, на площади появилась помощник госсекретаря США Виктория Нуланд (Victoria Nuland), которая угощала протестующих печеньем и булочками. (Кстати, полицейским она тоже предлагала попробовать принесенные ей булочки.)
В своем интервью прессе г-жа Нуланд сообщила, что у нее состоялся «жесткий, но реалистичный» разговор с г-ном Януковичем, и поэтому она уверена, что у Украины еще есть шанс спасти ее «европейское будущее», если президент страны продемонстрирует свою «волю руководителя».
Представитель Госдепартамента Джен Псаки (Jen Psaki) заявила, что США могут даже пойти на введение санкций против Украины, а исследовательский институт Freedom House, финансируемый американским правительством, назвал уход г-на Януковича и проведение досрочных выборов «единственным ненасильственным способом положить конец конфронтации с демонстрантами».
Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) посетил лагерь протестующих на площади Независимости в сопровождении двух лидеров оппозиции и заявил, что «Украина должна быть на борту Европы».
Все эти события заставили заместителя министра иностранных дел России Сергея Рябкова осудить то, что он назвал неприемлемым поведением западных чиновников.
«Некоторые комментарии, последовавшие со стороны американских представителей в самые последние дни, вызывают оторопь, — подчеркнул г-н Рябков. — Это даже не рекомендации, а безапелляционные требования к украинскому руководству, сформулированные с жесткостью, отражающей и вполне понятный нам курс, и определенную игру эмоций».
Две недели назад украинская полиция силой разогнала проевропейскую демонстрацию, применив дубинки и светошумовые гранаты, в результате чего ранения получили как протестующие, так и сотрудники правоохранительных органов, и было арестовано множество участников акции. Это происшествие вызвало бурную реакцию в политических кругах страны, и даже Янукович осудил поведение полицейских.
С этого момента поведение полиции стало гораздо более сдержанным. За последние несколько дней полиция вмешивалась, только чтобы снять блокаду с правительственных зданий и разобрать баррикады на улицах, однако полицейские воздерживались от применения дубинок и слезоточивого газа, а также от проведения массовых арестов.
Между тем, в среду, после того как полиция оттеснила протестующих от входов в два ключевых правительственных здания, Нуланд сообщила репортерам, что она «ясно дала понять» г-ну Януковичу, что все происходящее «в смысле безопасности абсолютно недопустимо в демократических государствах».
Госсекретарь Джон Керри опубликовал еще более резкое заявление, где говорится, что «США выражают свое отвращение в связи с решением украинских властей встретить мирные демонстрации на киевской площади [Независимости] силами полиции специального назначения, бульдозерами и дубинками».
Российская пресса, которая зачастую сквозь пальцы смотрит на жестокость, проявляемую сотрудниками ОМОНа по отношению к мирным демонстрантам, вполне справедливо выражает свое негодование в связи с лицемерием Запада.
В конце концов, ни один российский чиновник не позволил себе выразить «отвращение», когда пару лет назад нью-йоркская полиция применила силу и арестовала множество людей при разгоне демонстраций движения Occupy Wall Street или когда полиция Денвера применила перечный газ и резиновые пули, чтобы разогнать мирную демонстрацию.
На этой неделе, на волне возмущения «двойными стандартами» западных правительств, российская Государственная Дума приняла довольно жесткую декларацию, где говорится, что особое беспокойство вызывает «противоречащее всем нормам международного права неприкрытое вмешательства иностранных государственных деятелей во внутренние дела суверенной Украины».
Сергей Строкань, внешнеполитический комментатор московского издания «Коммерсант», считает, что запанные лидеры, вероятно, делают подобные резкие заявления, чтобы отыграться за свой неожиданный и унизительный провал в этом раунде боя за Украину.
«Сегодня очень трудно найти такое место в мире, где американская дипломатия добивалась бы успехов, поэтому некоторые действия, которые американские дипломаты совершают в Киеве, выглядят несколько идиотским. Однако они лишь подчеркивают то, что американцы понятия не имеют, что делать с Украиной. Нельзя подменять сильную стратегию риторикой, но именно это они, похоже, и делают сейчас», — добавляет он.