Благодаря экономическому кризису молодежь утратила интерес к материальным ценностям, которые заботили ее многие десятилетия. Несмотря на неутешительное финансовое будущее, молодежь теперь проявляет больший интерес к проблемам окружающих. И эта тенденция может стать подарком для тех, кто стремится сократить рождественские расходы.
Опросы раз за разом показывают, что американцы всячески стремятся сокращать расходы на покупку рождественских подарков. Но что ж, судя по последним данным, их желания могут осуществиться, во всяком случае, это касается молодежи.
Ученые, которые на протяжении нескольких десятилетий изучали настроения и мироощущение старшеклассников, пришли к выводу, что экономический кризис 2007-2009 годов существенно изменил их жизненные установки: теперь материальные блага интересуют современную молодежь гораздо меньше.
И дело не в том, что они не могут себе позволить все пафосные и яркие атрибуты, обязательные для американского общества потребления. Они им просто не нужны. Такое изменение жизненных установок свидетельствует о том, что интерес к материальным ценностям среди молодежи, который начал расти в 1980 году и преобладал на протяжении нескольких десятилетий, себя исчерпал. К такому выводу пришли ученые Калифорнийского университета в Сан-Диего Хиджунг Парк (Heejung Park), Джин Твенге (Jean Twenge) и Патрисия Гринфилд (Patricia Greenfield).
Под влиянием прежних кризисов, особенно Великой депрессии, люди становились умереннее в своих запросах и бережливее, однако как только экономическая ситуация начинала улучшаться, люди снова начинали стремиться к материальным ценностям. Как показали последние исследования, «ухудшение материального состояния приводит к повышению общественных ценностей и снижению ценностей индивидуального и материального характера».
Кроме того ученые обнаружили, что сегодняшняя молодежь — те, кто родился в XXI веке — более ориентированы на проблемы общества, и их больше волнует жизнь окружающих. При этом и свои перспективы они оценивают довольно оптимистично. «Уникальность этого экономического кризиса заключается в том, что он способствовал формированию не отрицательной, а скорее положительной самооценки», — утверждают ученые.
Другими словами, многие из молодых людей воспринимают истинный смысл Рождества — для них это праздник, который знаменует приход Христа к людям, а вовсе не повод для расточительности и демонстрации своего статуса.
Безусловно, покупательская способность молодых не так велика, и они вынуждены сдерживать свои запросы. Во время экономического кризиса уровень безработицы среди молодежи достиг почти того же уровня, что и безработица среди взрослого населения во время Великой депрессии 1930-х годов. Более 13% молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет все еще живут с родителями. Они не стремятся начинать собственную жизнь отдельно от родителей, поэтому воздерживаются и от серьезных покупок.
При этом многие из них не стремятся приобрести собственный автомобиль, предпочитая брать машину или мотоцикл в аренду с почасовой оплатой или пользоваться общественным транспортом. Представители оснащенных новейшей электроникой поколений общаются друг с другом виртуально. В отличие от людей старшего возраста, они склонны не покупать, а арендовать дома и предпочитают жить в городской местности.
Как показал опрос, проведенный в минувшем ноябре организацией Junior Achievement (американская НПО, которая занимается вопросами профориентации, экономического просвещения и развитием предпринимательских навыков среди школьников и молодежи – прим. перев.), 71% молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет хотели бы работать в сфере обслуживания, а не развивать свои способности и начинать собственное дело. Однако по данным опроса исследовательского аналитического центра Pew, несмотря на финансовые потери, «поколение двухтысячных отличается уверенностью в себе, способностью к самовыражению, широтой взглядов, оптимизмом и готовностью к переменам».
Трудно сказать, насколько будут устойчивы такие перемены в мировоззрении этого поколения. И, тем не менее, хотя бы в период рождественских праздников 2013 года наметившаяся тенденция может послужить полезным напоминанием о том, что в духовном смысле Рождество означает не столько повод для материальных подарков, сколько возможность осознания более возвышенных нематериальных ценностей. Как показали результаты исследований, проведенных журналом Journal of Consumer Research, вещизм приводит к одиночеству. А Рождество должно стать временем совместного веселья в кругу тех, кого вы любите — в этот праздник надо радоваться всему тому, что гораздо важнее, чем ценности материальные.