Вашингтон — Очень часто мировой политикой руководят нефть и газ, и это влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Именно это сейчас и происходит с природным газом Азербайджана. Бывшая республика Советского Союза до сих пор находится в процессе перехода к демократии, и то, что там сейчас происходит, имеет большое значение для успешной реализации интересов США, особенно в тех вопросах, которые касаются России. США должны сыграть более значительную роль в решении трех ключевых проблем Азербайджана: развитие в области энергетики, закрепление демократии и установление мира.
С начала 1990-х годов ключевой целью США было продвижение идеи диверсификации поставок природного газа в Европу, в частности поиски альтернативы российскому газу. Сегодня договор о создании южного коридора поставок газа из Каспийского региона, о подписании которого было недавно объявлено, поможет достичь этой цели путем строительства Трансанатолийского газопровода.
100-миллиардная сделка была заключена между азербайджанской государственной нефтяной компанией SOCAR и консорциумом компаний из других стран, включая BP, Statoil, «Лукойл», NICO и TPAO. В течение следующих 25 лет в соответствии с этим договором будут открыты новые резервы в газоконденсатном месторождении Шах-Дениз, расположенном в Каспийском море у берегов Азербайджана, которые будут поставляться в Европу по масштабной сети, состоящей из трех новых газопроводов, проходящих через территории Грузии, Греции и Италии.
В 2012 году на долю России приходилось 34% европейского импорта природного газа, а в следующем году она сможет обогнать Норвегию и стать главным поставщиком газа в Европу. Однако поставки российского газа неоднократно сопровождались перебоями, причиной которых были разногласия России с ее соседями. К примеру, в 2009 году российская компания «Газпром» прекратила поставлять свой газ через Украину в связи с разногласиями в вопросах оплаты, что привело к перебоям в поставках газа в 15 европейских государств. Точно такие же проблемы возникали с Белоруссией, Грузией, Латвией, Литвой и Молдовой.
Новый азербайджанский газопровод поможет освободить большую часть Европы от угрозы перебоев с поставками, вызванными политикой России. Хорошая новость заключается в том, что подписание договора стало кульминацией многолетней работы американских и европейских чиновников. Некоторые даже выражали надежды на то, что новый газопровод может охватить более значительную территорию Восточной Европы, снизив, таким образом, зависимость от все более автократического российского режима. Возможно, так все и случится.
Читайте также: Россия пытается запугать Азербайджан
Однако Азербайджан служит стратегическим интересам США не только в сфере энергетических поставок и диверсификации. Азербайджан, который имеет общие границы с Ираном и Россией, является надежным союзником США, обеспечивающим логистическую поддержку наших военных командований в Афганистане, в том числе выдает разрешения на пролет, спасающие множество жизней американцев. На долю Азербайджана приходится свыше 40% нефтяных поставок в Израиль, кроме того, он является жизненно важным противовесом росту российского влияния в Каспийском регионе.
Между тем, Азербайджан далек от идеала. Прошлые выборы в стране показали, что правительству Азербайджана необходимо стать более открытым, прозрачным и инклюзивным и что ему нужно делать более решительные шаги в сторону демократии. Будучи близким другом и союзником Азербайджана, США должны прилагать больше усилий к тому, чтобы продвигать там идеи демократических реформ, в том числе обеспечить доступ оппозиции к средствам массовой информации, поддержать право на создание организаций, а также способствовать более широкому доступу к обширным природным ресурсам страны. Без поддержки США Азербайджан может оказаться чрезвычайно уязвимым и подверженным влиянию своих сильных соседей, в частности России.
США также стоит принять более активное участие в решение кризиса вокруг Нагорного Карабаха – спорного региона, на который претендуют Азербайджан и Армения – поскольку этот конфликт угрожает стабильности и интересам США на Южном Кавказе. Этот конфликт между Азербайджаном и соседней Арменией берет свое начало с распада Советского Союза, когда силы этнических армян захватили эту территорию и часть территорий Азербайджана. Неустойчивый мир был восстановлен только в 1994 году, однако с момента прекращения огня там погибли около 3000 человек. Азербайджан настаивает на том, что этот регион является частью его территорий, и его позицию поддерживает ООН. Армения утверждает, что армянское большинство, проживающее в Нагорном Карабахе, имеет право на самоопределение и независимость.
Мир между странами до сих пор остается весьма неустойчивым, поскольку обе стороны сейчас наращивают свои арсеналы оружия, готовясь к возобновлению столкновений. Люди, лишившиеся жилья, и беженцы продолжают покидать регион, спасаясь от насилия. Этот конфликт не только угрожает стабильности в регионе: в него могут оказаться втянутыми Россия и Иран, что в результате может привести к перебоям в поставках азербайджанского газа и, как следствие, к подрыву основ экономической стабильности в Европе.
И только США пользуются доверием обеих сторон конфликта, достаточным для того, чтобы настаивать на заключении мира. Чем дольше этот вопрос будет оставаться нерешенным, тем большему риску будут подвергаться этот регион и интересы США. Если мы в силах добиться мира, настоять на продвижении идей демократии и разработке обширных нефтяных запасов Азербайджана, это приведет к процветанию и повышению уровня безопасности жизни азербайджанцев, европейцев и американцев.
Нэнси Содерберг была послом США в ООН с 1997 по 2001 год и заместителем советника по вопросам национальной безопасности при администрации Клинтона с 1993 по 1997 год. В настоящее время она является членом Совета по международным отношениям.