Не все испытали удовлетворение, когда журнал Time объявил, что его выбор в номинации «Человек года» пал на Папу Франциска. Наши коллеги в The Switch утверждают, что человек, который в действительности лучше всех соответствует критериям Time, то есть который «оказал наибольшее влияние на новости в том году», это бывший сотрудник Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден. Именно он и стал Человеком года по версии The Switch.
Мы, сотрудники WorldViews, отвечаем за обширный, но довольно абстрактный сектор новостей, а именно за международные новости. В этом секторе человек, который, очевидно, больше других повлиял на новости в 2013 году это — барабанная дробь — президент России Владимир Путин.
В этом году он и его страна оказали необычайно мощное влияние — обычно оно гораздо менее значительно — на ряд важнейших событий в международных отношениях. В этом году миру пришлось прислушиваться к нему и к его стране, а ведь со времен распада Советского Союза такое случалось нечасто.
В первую очередь в этом году Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров извлекли максимальную пользу из гражданской войны в Сирии — цинично, но весьма искусно — предотвратив вмешательство мирового сообщества, а также воспользовавшись этим конфликтом для расширения международного влияния Москвы.
Они воспользовались российским правом вето в Совбезе ООН, а также поставками российского оружия так, что любое более или менее значимое вмешательство Запада в конфликт стало весьма маловероятным. Кроме того, этот российский дуэт ухватился за сентябрьский кризис, спровоцированный применением силами сирийского президента Башара аль-Асада химического оружия против своих собственных граждан, чтобы предложить договор об уничтожении химического оружия Сирии. Этот шаг перечеркнул угрозы Барака Обамы нанести ограниченный воздушный удар по Сирии (он также уменьшил степень влиятельности США в этом конфликте) и впервые за долгое время сделал Россию ведущей державой в важном геополитическом вопросе. Более того, действия Путина оказали непосредственное влияние на обстановку в самой Сирии, значительно снизив вероятность международного военного вмешательства и лишив Асада химического оружия.
Читайте также: Forbes называет Путина номером один в мире
Однако американцы, скорее всего, лучше знакомы с методами работы дуэта Путина и Лаврова по делу Сноудена. Китай поспешил избавиться от разоблачителя АНБ как можно скорее, после чего тот объявился в московском аэропорту «Шереметьево» — и невольно превратился в заложника дипломатии. Пока американские лидеры требовали вернуть им Сноудена, а руководители других государств заявляли о своей поддержке беглеца, Путин получал удовольствие, наблюдая за ними и поддразнивая их намеками, касающимися дальнейшей судьбы Сноудена. В конце концов, всем стало ясно, что Сноуден останется в России навсегда — вероятно, это был единственно возможный вариант — однако это случилось только после того, как Путин заставил лидеров десятка различных стран относиться к России, как к великой державе, которой она когда-то была.
Эта российская привычка заниматься тем, что называли и «геополитическим рэкетом», и «созданием внешнеполитических фотобомб», вероятнее всего, в обозримом будущем никуда не исчезнет. Россия уже пытается извлечь выгоду для себя из текущих переговоров по вопросу иранской ядерной программы, как я уже писал в статье, посвященной уникальным способностям Лаврова в области геополитического троллинга.
Разумеется, в 2013 году важнейшую роль Путин сыграл в сфере российской внутренней политики, где он еще больше урезал политические свободы, гражданские права и политическую конкуренцию — все это окажет значительное и, скорее всего, негативное влияние на Россию и 144 миллиона ее граждан. Отчасти он добился этого, приправив свой авторитарный стиль правления идеями национализма с элементами ксенофобии и социального консерватизма.
Американцам лучше всего известен январский закон, запрещающий семьям из США усыновлять российских сирот, авторы которого сыграли на убеждении россиян в том, что американцы хотят украсть и поиздеваться над их детьми, а также скандально известный закон о запрете «пропаганды гомосексуализма». Участницы диссидентской панк-группы Pussy Riot были приговорены к нескольким годам тюрьмы за исполнение антипутинской песни в православном храме. В сентябре, после попытки активиста оппозиции Алексея Навального баллотироваться в мэры Москвы, он оказался приговоренным к пяти годам исправительных работ по довольно сомнительным обвинениям. Приговор был вскоре отменен, однако намек поняли все.
На каждом шагу Путин, казалось, хотел продемонстрировать свое полное пренебрежение к критикам как внутри страны, так за ее пределами — подобные сражения он часто выигрывает. Такая позиция нашла свое отражение в его отказе пересмотреть противоречивые законы, ограничивающие права геев, несмотря на широкий резонанс в мировом сообществе. Противники этих законов предложили использовать приближающиеся Олимпийские игры, которые будут проходить в российском городе Сочи, чтобы пристыдить и заставить Кремль изменить законы. Однако Путин проигнорировал эти угрозы, и теперь, когда до Олимпийских игр остаются считанные дни, кампания за отмену закона о пропаганде гомосексуализма, очевидно, уже потеряла импульс. Кажется, Путин получает удовольствие от возможности игнорировать своих оппонентов, как будто любой спор — это повод доказать нам всем, что Россия принадлежит ему, нравится это нам или нет.