Эскалаторы киевского метро снова «украсили» лайтбоксы «Украинского выбора». На этот раз они не предупреждают, а ставят задачи.
Первой идет «Остановка ассоциации с ЕС».
Она выделена красным цветом, а рядом поставлена галочка. Так сказать, выполнено. Говорите, это сильный и несгибаемый Янукович остановил евроинтеграцию? А с лайтбоксов нас убеждают: он стал всего лишь послушным исполнителем. А настоящим триумфатором был «Украинский выбор»: Медведчук поставил задачу – Медведчук сделал.
Второй задачей с лайтбоксов является «Вступление в Таможенный союз».
Сейчас и Янукович, и Азаров клянутся: ни о каком членстве в Таможенном союзе речи не идет. Меньше месяца назад они так же клялись в непоколебимости курса на ассоциацию с Евросоюзом. Что из этого вышло, все мы знаем и видим. Искренность президентских и премьерских заверений все мы оценили.
И в данном случае дело даже не в искренности, а в объективной логике развития событий.
Может, власть действительно тешит себя надеждой, что будет ловко лавировать между Россией и ЕС, убаюкивая обе стороны сладкими абстракциями на тему: «Да, но когда-нибудь попозже»?
Не может же Янукович не осознавать, что вступление в ТС рано или поздно превратит его в фигуру чисто церемониальную и полностью зависимую. Раньше такой тип государственных руководителей называли марионетками.
Человеку, привыкшему считать себя полноправным владельцем «лесов, полей и рек» вместе с сорока пятью миллионами «душ», – этому человеку взять и вдруг добровольно превратиться в потешного царька? С тем, чтобы все видели эту комедийность, чтобы она самому тебе бросалась в глаза? Нет, уж это слишком сурово было бы.
Но, опять же, дело не в этом. Просто со времен кучмовской многовекторности мир изменился. Еще десять лет назад Евросоюз состоял из 15 государств, сейчас этих государств-членов 28. Понятие «Европа» и «Европейский Союз» в географическом смысле стали почти тождественными. На нашем континенте пространство для внушения драматически сократилось.
СНГ? Там появился Таможенный союз, так что из аморфной «совокупности многовекторностей» выкристаллизовался политико-экономический монолит. Если десять лет назад Владимир Путин все еще постепенно прибирал к рукам всю полноту власти, все еще пытался показаться демократом, пусть и «управляемым», все еще достраивал свою империю, то сейчас этот процесс давно завершен.
Нынешний Путин гораздо сильнее Путина образца 2003 года. И церемониться он теперь не считает нужным. Если десять лет назад он, вслед за Борисом Ельциным, хотел скорее демонстративного, атрибутивного превосходства над своими партнерами по СНГ, то сегодня это превосходство переведено в плоскость реальных, практических политико-экономических претензий диктовать свою волю и свои интересы. Словами о вечной дружбе и вечном братстве его теперь не удовлетворишь.
Десять лет назад была бы еще невозможной фотография, выложенная некогда в российской блогосфере: российсский солдат срочной службы сфотографировался в казарме на фоне стендов ко Дню Победы. На втором, третьем и последующих стендах – по несколько военных фотографий, на первом – портрет Иосифа Сталина на целый стенд.
Пойдем дальше. Китай? Китай набрал силу, а географически ближе так и не стал. Осталась та же беда: торговать с Китаем можно либо через территорию России – и, соответственно, на ее условиях – или же морями и океанами через весь мир.
Произошла и еще одна приметная вещь.
В рейтинге стран мира по объемам ВВП на душу населения Украина съехала далеко вниз и, согласно данным сайта ЦРУ США, с показателем 7.500 долларов на человека в год занимает сегодня 140 место. Следующее, 141 место, с показателем 7.200 долларов занимает послевоенный, почти погруженный в анархию, Ирак. Китай занимает 124 место, производя 9.300 долларов на человека в год.
Еще года три назад Китай в этой таблице находился ниже Украины. Вместе с ним, кстати, нашу страну обогнали Туркменистан – 126 место, 8.900 долларов; Белиз – тот самый, что когда-то назывался Британским Гондурасом, 8.900 долларов, 127 место; Босния и Герцеговина – 8.400 долларов, 130 место; Албания – 8200 долларов, 132 место; Намибия, Тонга, Алжир, Сальвадор и другие страны, которые было принято относить к третьему миру.
Однако, мы про Китай. Так вот, именно за годы правления нынешней власти Украина стала беднее его не только по валовым – что было бы естественно, ведь «весовые категории» совершенно разные, – но и по относительным показателям. Поэтому о равноправном партнерстве здесь, пожалуй, не будет идти речи.
Ну, кто там дальше?
Кучмовская многовекторность, помимо всего прочего, имела еще одно основание – экономическое. Вспомним его: «что хорошо для «Южмаша», то хорошо для всей Украины». Леонид Кучма был выходцем из ВПК, и именно на него делал ставку как на отрасль специализации Украины в международном разделении труда.
Именно ВПК, по замыслу Кучмы, должен был бы вытянуть Украину на высшие ступени развития. Продавать продукцию ВПК можно везде понемногу, а главным образом, в страны третьего мира – поэтому и Россия, и НАТО имеют свои мощные военно-промышленные комплексы.
Судя по всему, нынешняя власть ставку на ВПК не делает. На что именно делает ставку наше «правительство профессионалов», что считает перспективной специализацией Украины в международном разделении труда, оперирует ли вообще этими категориями – этого и поныне никто не знает. Поэтому экономической базы многовекторности на сегодня, похоже, не существует.
Наконец, еще одно.
Ту политику, которую проводила на Украине Россия, нельзя назвать иначе как шантажом. А любой специалист по криминалистике скажет вам: существуют только три возможности нормализовать отношения с шантажистом.
Первая – это уговорить его добровольно отказаться от своих требований. Эта возможность вообще призрачна, а в отношении путинской России – тем более. Вторая возможность – это повести себя так, чтобы требования шантажиста потеряли актуальность. Ассоциация с Евросоюзом как раз и была бы таким выходом; наша власть от этого отказалась.
Поэтому остается третья возможность – удовлетворить все требования шантажиста. А своей цели Путин не скрывает – втянуть Украину в Таможенный союз. И теперь, после ноябрьской капитуляции Украины, способы достичь цели станут лишь жестче. Потому что Путину четко показали: его цель достижима, и даже слишком много усилий для этого прилагать не надо – немного нажать, вот и все.
Поэтому при нынешней власти выполнение второй задачи из медведчуковского списка выглядит неизбежным и неотвратимым.
И с учетом этого обстоятельства становится еще более интересной третья задача из лайтбоксов: «Установление народовластия».
И не имеет значения, что понимает под словом «народовластие» «Украинский выбор» и лично Виктор Медведчук. Слово «установление» четко показывает: нынешнее положение вещей Медведчук народовластием не считает. А значит, сохранять Виктора Януковича на посту президента, а Николая Азарова на посту премьер-министра в планы Медведчука, судя по всему, не входит.
Вспомним, кто является кумом Медведчука, и придем к очевидному выводу: нашу нынешнюю власть Россия рассматривает как не более, чем промежуточный вариант. Как чернорабочих, которые должны расчистить пути к «установлению народовластия» – и на этом их миссия должна быть завершена.
И чем больше они будут демонстрировать Путину свою лояльность, чем более решительно показывать ему свою готовность прибегнуть к любым мерам, чтобы покончить с раздражающим Путина Майданом – тем стремительнее они будут приближаться к завершению своей политической карьеры. И это еще в лучшем случае. Путину нужна Украина – а не Виктор Янукович на посту президента Украины.
Так кого на самом деле предупреждает «Украинский выбор»?..
Только вот прислушиваться к предупреждениям Виктор Янукович не привык. И потому, оказавшись под давлением украинского общества, с одной стороны, и давлением российских властей, с другой, – вряд ли он сможет правильно выбрать приоритеты и понять: пойти навстречу своим согражданам – безопаснее.
Нет, не только для Украины – для него лично.
Перевод: Антон Ефремов.