Обратите внимания на то, что происходит на Украине. В Киеве демонстранты сбросили с пьедестала огромный памятник лидеру Русской революции Владимиру Ленину. Десятки тысяч украинцев подбадривали их одобрительными криками, пока они разбивали лежащую на земле статую кувалдами. Это событие, произошедшее в воскресенье, стало одним из самых символичных моментов, связанных с продолжающимися сейчас на Украине протестами.
В основе протестного движения лежит широко распространившееся недовольство, направленное не столько против правительства в Киеве, сколько против российского вмешательства. Некоторым происходящее напоминает другой определяющий момент - 1989 год. Это был год, когда в странах Восточной Европе рушились коммунистические режимы, что привело к распаду Советского Союза и помогло Украине обрести независимость.
Однако чтобы понять, что на самом деле происходит на Украине, нужно вернуться намного дальше в прошлое.
Начнем с истоков кризиса. В ноябре Владимир Янукович отказался от предложения укрепить связи с Европейским Союзом. Почему? В частности, потому, что у него было другое предложение – от Москвы. Россия хочет, чтобы Украина вступила в ее Евразийский таможенный союз, в который также входят Белоруссия и Казахстан.
Подобная ситуация не нова. Борьба за Украину имеет долгую историю.
Политолог Сэмюель Хантингтон (Samuel Huntington) в своей книге «Столкновение цивилизаций» («The Clash of Civilizations») подчеркивает, что линия раздела между западным и восточным христианством проходит как раз через центр Украины. Этот водораздел между двумя типами христианства и двумя путями политического развития возник еще в Средние века и до сих пор оказывает влияние на украинскую политику.
Читайте также: Сделано на Украине
Достаточно посмотреть на карту голосования на украинских президентских выборах 1994 года. Окрашенные серым области слева голосовали на них за действующего президента Леонида Кравчука, а области справа – за пророссийски настроенного Леонида Кучму. Каждого из них поддержали по 13 областей, что отражает глубину исторического и культурного раскола.
Украинцы могут по-разному смотреть на будущее своей страны, но вектор движения Украины диктовался внешними обстоятельствами. Хантингтон пишет, что определяющим моментом стал 1654 год, когда казаки присягнули России в обмен на помощь в борьбе с Польшей. С тех пор Украина – до тех пор, пока в 1991 году она не стала независимой – контролировалась Москвой. Вопрос в том, останется ли она под российским контролем и в 21 веке?
Так быть не должно. С 1654 года многое изменилось. Силы демократии, глобализации, торговли и технологического развития дали Украине намного большую свободу действий. Выбор между Россией и Европой не вправе делать один человек. Именно с этим и связано возмущение, выплеснувшееся на киевские улицы: люди хотят, чтобы подобные судьбоносные решения не принимались без их участия.
Последствия обеих вариантов выбора очевидны. Европа хочет, чтобы Украина, если она стремится сблизиться с Западом, осуществила модернизацию, стала свободнее и либеральнее и провела серьезные экономические реформы. В краткосрочной перспективе это – трудный выбор, но он должен окупиться в долгосрочной перспективе.
Альтернатива выглядит совсем иначе. При Владимире Путине Россия, в сущности, хочет поддерживать сферу влияния, чтобы усиливать свою мощь. Ради этой цели Путин готов использовать и угрозы, и подкуп и медиа-ресурсы. На прошлой неделе по российскому телевидению можно было увидеть поразительную сцену. Российский журналист комментировал события в Киеве с ревизионистской точки зрения. Внезапно в кадр … ворвался украинский журналист и вручил ему нечто, похожее на статуэтку «Оскара» - можно предположить, что это была награда за хорошую актерскую игру.
В ближайшие недели эта борьба за сердца и умы народа будет продолжаться. Однако настоящий определяющий момент настанет в 2015 году, когда на Украине в следующий раз будут проходить выборы.
Возможно, когда-нибудь 2015 год будут считать такой же поворотной точкой, как 1654 год.