После того, как стал известен состав нового правительства Германии, позволим себе несколько минут оптимизма. Очевидно, что сохранение за христианским демократом Вольфгангом Шойбле поста министра финансов свидетельствует о преемственности и предсказуемости курса на выход из кризиса. Никаких сюрпризов не будет, как я указал в одной из предыдущих статей. Но в рамках этой преемственности Шойбле, которому 71 год, более близок к поколения Коля, чем Ангелы Меркель. Он может быть требовательным, но при этом давний приверженец общеевропейской идеи в ее консервативной трактовке. Министр рассматривает ЕС как политический проект, осознавая особую ответственность и главенствующую роль Германии. Изменений, если не радикальных, то хотя бы политических, следует ожидать социал-демократов, и прежде всего, другого подхода. Лидер социал-демократов Зигмар Габриэль будет вице-канцлером и министром экономики, курирующим энергетическую отрасль, в то время как Франк-Вальтер Штайнмайер займет станет министром иностранных дел (он уже занимал эту должность в 2005-2009 годы, в первом коалиционном правительстве). Но, кроме того, министром по европейским делам будет Майкл Рот, которого многие хорошо знают в Мадриде благодаря великолепной работе Лотара Витте, возглавлявшего в последние годы Фонд Фридриха Эберта в Мадриде.
Если вы хотите подробнее ознакомиться с предложениями, которые Рот выдвигал в европейских столицах в качестве представителя европейской парламентской группы, рекомендую почитать заметку Хосе Луиса Эскарио на блоге Фонда Альтернативы, написанную в июне 2012 года («Социал-демократическая партия Германии: новое главное действующее лицо европейской политики») и особенно вот этот документ «Путь выхода из кризиса – рост экономики и занятости в Европе» (El camino para salir de la crisis – crecimiento y empleo en Europa), где подробно описывается, как СДПГ планирует выйти из кризиса и какие меры для этого предпринимает. Следует отметить, что далеко не все меры, в особенности наиболее передовые, вошли в соглашение, ставшее основой договоренности о коалиции, но зато там отражено многое из того, что Испании нужно от ЕС, а именно: при анализе причин кризиса, помимо финансового дисбаланса государств, необходимо сделать упор на безответственность тех, кто контролирует финансовые рынки; придать первоочередное значении экономическому росту, занятости и социальной политике в Европе; создать доверие к государственным инвестициям и выделить больше бюджетных средств для ЕС.
Многое из этого осуществить невозможно, или же потребует слишком много времени. Очевидно лишь то, что данное правительство будет предпринимать активные усилия по укреплению единого европейского пространства. Германия не отказалась от идеи европейской интеграции, продолжает в нее верить и делать все для ее воплощения. Полагаю, что нынешнее правительство докажет это делом.