Американские СМИ пишут, ссылаясь на источник в армии США, что 5 декабря в акватории Южно-Китайского моря произошла «конфронтация» двух боевых кораблей, китайского и американского. Когда американский крейсер «Коупенс» проходил неподалеку от авианосца «Ляонин», на него, не давая американскому судну продолжить путь, пошел в лоб один из кораблей китайских ВМС. В самом узком месте между кораблями оставалось всего 500 метров. Американская сторона заявила, что их корабль был вынужден в экстренном порядке уступить дорогу, чтобы избежать столкновения, при этом все это время корабли свободно обменивались сигналами по радиосвязи.
Представитель Тихоокеанского флота сообщил американским СМИ, что Госдепартамент США уже начал переговоры с Китаем по этому вопросу, однако американская сторона также высказала убежденность, что подобные сближения происходят «крайне часто». По состоянию дел на вечер 15 декабря китайские военные еще не сделали ответного заявления.
Мы не знаем подробностей этого дела, однако это далеко не первый раз, когда в водах Южно-Китайского моря происходит подобная «конфронтация» между судами двух стран. Не реже возникает и воздушное «противостояние». Если две наши страны начнут открыто препираться по каждому случаю, то мы, конечно, ни к чему не придем — у каждого своя правда. В таком разговоре мы должны опираться только на элементарные факты.
А факты здесь следующие: Китай давно уже объявил, что эта территория — зона курсирования китайского флота. Весь мир осведомлен о том, что эти воды используется для учений и научно-исследовательских испытаний, связанных с авианосцем «Ляонин». Помимо этого, Южно-Китайское море прилегает к китайским берегам, довольно большая его часть является исключительной экономической зоной Китая. Америка совершенно очевидным образом блокирует КНР входы и выходы в его собственном доме, а попытка американского корабля следить за авианосцем «Ляонин» на расстоянии вытянутой руки — уже совсем не «мирный проход через воды другого государства», это уже угроза безопасности КНР.
Когда корабли и самолеты США постоянно крутятся у порога Китая, «конфронтации» неизбежны. Столкновение самолетов двух стран, произошедшее в 2001 году, — как раз пример происшествия, которого было трудно избежать из-за постоянной конфронтации Китая и США на воздухе и на море.
Американская сторона делает упор на то, что китайские ВВС и ВМС должны соблюдать нормы встречи с кораблями других стран, выражает надежду на то, что китайские военные примут «высокие профессиональные стандарты», однако все эти «нормы» служат США лишь для того, чтобы бряцать оружием и подбираться поближе к нам в целях разведки. Эти «нормы» не являются частью международного права, это частные правила, установленные Америкой и укрепляющие ее силу, однако США заставляет весь мир соблюдать их.
Конечно, у Китая нет возможности идти в этом вопросе до конца и противопоставлять себя Америке, во многих случаях нам остается лишь смириться. По большей части мы уживаемся с «нормами», навязанными Америкой. Однако США не должны перегибать палку и в особенности не должны с таким неуважением относиться к законным правам и интересам КНР, к нашей озабоченности по поводу своей безопасности. Действия, наносящие урон и угрожающие безопасности Китая, нельзя называть «свободной навигацией» американского флота. Недопустимо свободно перемещаться по водам Китая, будто эта территория никому не принадлежит.
Как раз потому, что эта территория принадлежит кому-то, что она вплотную прилегает к континентальному Китаю и в большой степени находится внутри зоны, в которой можно угрожать всему объединенному потенциалу страны, китайский флот не может позволить, чтобы американские военные делали здесь все, что им вздумается. Тем более мы не считаем, что Южно-Китайское море — подмостки, на которых США может самовольно бряцать оружием. И то, что нам удается избежать конфликта — следствие нашего желания установить с Америкой отношения нового типа, отношения двух держав. Желание Америки надавить на нас, размахивая кораблями, этому лишь мешает.
Китай здесь — не «старый хитрец», играющий с Америкой в кошки-мышки на море. Чтобы нам урегулировать этот кризис, необходимо, с одной стороны, крайне внимательно относиться к тому, как встречаются наши корабли, и, с другой стороны, создать правила, в разработке которых Китай примет деятельное участие. Американские лидеры раз за разом повторяют, что рады возвышению КНР, только вот в своих действиях они упускают один факт: вслед за расширением сферы китайских интересов и увеличением мощи КНР выросла и обеспокоенность нашей страны по поводу безопасности. Если США не хотят, чтобы наши корабли и самолеты врезались друг в друга, то им придется научиться вести диалог с Китаем и уважать нас, оставлять нам простор для маневра. Призывая нас прекратить «конфронтации», Америка и сама должна непрестанно воспитывать в себе умение уступать дорогу.
Рассматривая будущие перспективы, можно утверждать, что Америка и в дальнейшем будет проводить политику, при которой сила будет цениться куда больше слов и разума. Поэтому для Китая, боюсь, самым важным является наращивание реальной мощи: лишь когда затраты, связанные с противостоянием с Китаем, будут становиться все больше, лишь когда гарантий на победу будет становиться все меньше и меньше — лишь тогда Америка действительно начнет с нами честную игру, основанную на доводах разума.
КНР, конечно, следует избегать возникновения конфликта с США, однако случай со столкновением самолетов в 2001 году говорит нам о том, что Китаю следует иметь план на случай внезапных чрезвычайных случаев. Также КНР следует очень твердо относиться к защите интересов страны, нельзя пускать дела на самотек: как только кто-то переступает черту, необходимо тут же принимать ответные сдерживающие меры. Это должно стать правилом, которое твердо уяснит себе весь мир, в том числе Америка и Япония.
Речь здесь вовсе не о «теории желтой угрозы», а о системе сдерживания, которую Китаю необходимо начать выстраивать. Только когда другие страны будут помнить об этом во время взаимодействия с Китаем, в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях наконец наступят покой и мир.
Китайское стремление к мирному возвышению никуда не исчезнет, однако мирному Китаю нужна защита в виде сильной армии и твердой политики. Как показывают все эти, образно говоря, «ветра и волны» в наших водах, процесс объединения этих двух факторов связан с многочисленными рисками. Однако у нас нет другого выбора — мы должны пройти это испытание.